До недавних пор организацию «Божья воля», возглавляемую Дмитрием Цорионовым (Энтео), мало кто воспринимал всерьез. Рассчитанные на репортеров НТВ и бульварных газет скоморошеские акции православных боевиков быстро забывались. Однако нападение на выставку в «Манеже», где были повреждены работы Вадима Сидура, показало, что у «Божьей воли» есть влиятельные покровители. Участников погрома ненадолго задержали и тут же выпустили из полиции, хотя все доказательства их вины были налицо. Дмитрий Цорионов, ничего не опасаясь, дает комментарии журналистам и одобряет другие подобные акции, вроде вандализма в Петербурге и повторного нападения на «Манеж». Почему государство, на собственность которого совершено покушение, не спешит карать вандалов? Как уличные клоуны заключают союз с властью? Чтобы ответить на эти вопросы, следует изучить историю «Божьей воли».
Культуролог Анна Бражкина впервые заинтересовалась Цорионовым-Энтео в 2012 году, когда делала его короткую биографию для сайта «Запрещенное искусство». Ростовский журналист Кирилл Кривошеев, изучавший деятельность объединений, борющихся с абортами, вступил в «Божью волю» и месяц пробыл ее членом, изучая изнутри деятельность организации.
В эфире Радио Свобода Кирилл Кривошеев и Анна Бражкина размышляют о том, как родился феномен Энтео.
— Почему вы заинтересовались Энтео? Вы считаете его любопытным персонажем или опасным человеком, которого нужно остановить?
Анна Бражкина: В 2012 году, когда я сделала первую, пунктирную биографию Энтео, он был для меня просто одним из примерно 40-50 православных активистов, которые постоянно участвовали в московской агрессивной уличной политике вокруг дела Pussy Riot. Большинство из них и раньше громили выставки, нападали на ЛГБТ и экоактивистов, захватывали культурные площадки, а некoторые применяли ножички в уличной войне с антифа.
Но именно Энтео, раньше других, сделал «допустимое», как он считал, насилие и запугивание противников ключевым техническим приемом своей площадной политической активности. За три года — с мая 2012-го по июль 2015-го — он участвовал примерно в 60 случаях «политической борьбы» с применением насилия, причем в половине этих случаев он сам был их главным организатором.
Практически всегда, кроме одного случая, с его подачи возникали мелкие потасовки. Энтео не скрывал, что провоцирует драки сознательно: это позволяло ему призвать на помощь полицию. Часто он вызывал полицию раньше, чем начиналась собственно драка. Когда в потасовке ему доставался существенный удар в глаз или по уху, он был доволен: можно написать заявление на конкретных обидчиков. В юридическом смысле этот прием был малоэффективен: полиция обычно ограничивалась «воспитательными беседами» с драчунами. Зато создавалась эффектная «картинка для прессы».
Ни яркой личностью, ни особо опасным субъектом Энтео я не считаю — общую рамку в «дизайне уличной политики» задают совсем другие люди. Энтео же, слегка выходя за границы дозволенного законом, просто создает дразнящие информповоды и картинки. Но этот прием и без него слишком хорошо известен, ничего уникального в нем нет. Главная же ценность Энтео для исследователя заключается в том, что, идя по его «ниточке», теоретически можно дойти до «людей, принимающих решения».
Противоправные действия Дмитрия Энтео и его борьба за установление православной цензуры. Хронология подготовлена Анной Бражкиной
19 мая 2012. Участие в групповом нападении на Кочевой музей
25 мая 2012. Участие в разгоне митинга ЛГБТ
20 июня 2012. Участие в потасовке у Таганского суда, ушиб уха
17 августа 2012. Групповой «наезд» на журналистов в кафе «Му-Му»
18 августа 2012. Участие в потасовке у Хамовнического суда
27 августа 2012. Групповое нападение на Алексея Мысливца, садящегося в поезд
28 августа 2012. Акция в Tеатре.doc против спектакля в поддержку Pussy Riot. Заявление о создании организации
29 августа 2012. Захват Музея эротики «Точкa-G»
31 августа 2012. Участие в информационной кампании «Двойное убийство в Казани сторонником Pussy Riot»
6 сентября 2012. Заявление в прокуратуру по поводу акции арт-группы «Война» в магазине «Ашан»
8 сентября 2012. Нападение на Энтео противников строительства храма на Ходынском поле
18 сентября 2012. Штурм клиники «Сантанна»
20 сентября 2012. Участие в захвате «Винзавода», где проходит выставка «Духовная брань»
24 сентября 2012. Захват Театра.doc (спектакль «Своими глазами»)
20 сентября 2012. Участие в срыве открытия выставки Евгении Мальцевой «Духовная брань»
7-8 октября 2012. Телефонные угрозы и заявление в прокуратуру на Артемия Лебедева (по поводу объявленного им «кощунственного» конкурса)
Октябрь 2012. Участие в захвате гей-клуба
17 октября 2012. Пик «художественной карьеры» Энтео — подготовка выставки радикального православного искусства (вместе с Дмитрием Пименовым и Константином Звездочетовым)
8 сентября 2012. Энтео побит на Ходынском поле при попытке разгона акции против строительства храма
19 ноября 2012. Пикет против эволюционизма в школах
12 декабря 2012. Нападение на пикеты у Госдумы против антисиротского и антигейского закона
14 декабря 2012. Захват Сахаровского центра, где проходит выставка «В Россию с любовью»
19 декабря 2012. Участие в нападение на участников акции «День поцелуев»
25 января 2013. Участие в нападении на участников второй акции «День поцелуев»
28 января 2013. Заявление в прокуратуру на учителя-гомосексуала.
5 февраля 2013. Заявление в прокуратуру на учителя лицея «Вторая школа» И. Колмановского
5 февраля 2013. «Акция против идолопоклонства на станции метро «Площадь Революции»
1–3 марта 2013. Участие в спектакле Мило Рау. Нападение на спектакль казаков
10 марта 2013. Второй захват Музея эротики «Точка G»
14 марта 2013. Захват офиса «Яблока», книжное аутодафе
16 марта 2013. Захват Дарвиновского музея
28 марта 2013. Участие в нападении на «Секту бога Кузи»
1 апреля 2013. «Молебен» о вразумлении Митрохина
8 апреля 2013. Заявление в полицию и отдел Э против секты саентологии
11 июня 2013. Пресечение акции ЛГБТ
Июнь 2013. Заявление в прокуратуру Пермского края на Марата Гельмана
20 июня 2013. Захват клиники на Тверской-Ямской
27 июня 2013. «Акция» против секты гуру Шри Чинмоя
17 июля 2013. «Акция» против журнала «Флирт»
26 июля 2013. Попытка захвата офиса компании Nestle («Против каннибализма»)
17 августа 2013. Участие в разгоне мероприятия «Летающего макаронного монстра»
17 августа 2013. Участие в нападении на шествие пастафарианцев
28 ноября 2013. Драка на сцене МХТ имени А. П. Чехова во время спектакля «Идеальный муж»
13 декабря 2013. Погром выставки, посвященной усыновлению гомосексуалами детей
19 декабря 2013. «Пресечение» акции ЛГБТ «День поцелуев»
20 января 2014. Избиение Дмитрия Давыдова, бывшего главы пресс-службы Чаплина, за статью с жесткой критикой порядков в церковной жизни
19 мая 2014. Преследование «Бога Кузи» (вместе с НТВ)
27 июля 2014. Нападение на группу музыкантов Мэрилина Мэнсона, срыв концерта.
26 августа 2014. Угроза срыва концертного тура по России группы Cannibal Corpse
19 сентября 2014. Участие (вместе с Милоновым) в нападении в Петербурге на Квир-фест
Октябрь 2014. Захват Сахаровского центра, где проходило мероприятие ЛГБТ-сообщества
3 ноября 2014. Заявление в прокуратуру на группу «Содом», отмена концерта
4 декабря 2014. Захват школы Родченко, распыление сероводорода
19 января 2015. Участие в нападении на антифашистский марш памяти Маркелова и Бабуровой
1 апреля 2015. Свиная голова под театром Табакова
6 апреля 2015. Угрозы «мужским разговором» Кириллу Фролову
5 мая 2015. Заявления в прокуратуру на Собчак из-за ее фото в образе священника
19 мая 2015. Требование запрета «Евровидения» и снятия Полины Гагариной с конкурса
30 мая 2015. Участие в нападении на гей-парад
21 июня 2015. Участие в противостоянии на Торфянке
С июня 2015. Активистское участие в продвижении закона о равенстве коммунизма и нацизма
С июня 2015. Информационное участие в продвижении снятия моратория на смертную казнь
— Можно ли назвать «Божью волю» классической сектой: пророк и экстатическая паства, которая слушает каждое его слово?
Кирилл Кривошеев: Не думаю, что это секта. Люди в «Божьей воле», какой бы ни был харизматичной и авторитетной фигурой сам Дима Энтео, все-таки подчиняются РПЦ и считают патриарха Кирилла своим духовным лидером. Есть священники и есть духовные отцы, взгляды которых они не разделяют. Например, их главный противник — это Андрей Кураев. В интернете можно найти горячие споры между Энтео и Кураевым. Кураев адаптирует классическое православие под наши современные жизненные реалии. Это с точки зрения Энтео недопустимо. Он за православие, которое было в средние века. Также Энтео поддерживает уранополитизм, такое течение, которое ставит религию во главе угла. Например, чтобы именно религия была главным критерием человека. То есть православный уроженец Кении для вас должен быть ближе, чем ваш сосед — русский атеист. У них есть тезис: кому родина мать, тому Бог не отец. Это звучит весьма вызывающе, но это так.
Если главный враг — это Кураев, то главный друг — это протоиерей Чаплин. Но есть и более мелкие отцы, которые поддерживают их. У нас были встречи в храмах. Просто к храму подъехала машина, мы туда сели и поехали на какую-то акцию. Дима нам как-то рассказывал: «А вот мне передали, что на совещании в Синоде Патриарх сказал, что очень ценит «Божью волю». Но я думаю, что это далеко от истины, потому что известны высказывания достаточно высокопоставленных людей в Русской православной церкви, которые говорили, что они относятся к этому весьма и весьма настороженно. Я как ростовчанин могу сказать за своего митрополита Меркурия, ему на одном из общественных мероприятий задавали вопрос, как он относится к «Божьей воле». Он сказал: «Я вообще не считаю, что кто-то может называть себя "Божьей волей". Это можно назвать богохульством».
— Много слухов о доправославной жизни Энтео. Из какой он семьи, и верно ли, что он был членом индуистской секты?
Анна Бражкина: Его отец, Сергей Цорионов, выпускник МГИМО и кандидат наук, после рождения сына (и распада СССР) был главой экономического отдела торгпредства РФ в Дании, потом — зампредом правления «Мосэксибанка». После дефолта банк ликвидировали, и отец перешел работать в Минторг РФ. Одним словом, Дмитрий родом из «позолоченной молодежи».
После школы он пошел по стопам отца — поступил в МГИМО. Но увлекся расширением сознания и получил не только химическое, но и метафизическое отравление. Медитирующий в 2008-м на Алтае Энтео даже мелькнул по центральному ТВ. В конце концов семья разобралась с ним довольно круто: Дмитрий отправился служить в армию. На его страничке «ВКонтакте» было написано: «ВДВ Омская область п. Светлый, 2008-2009».
В 2010-м он вернулся и начал жизнь в Москве «с чистого листа». Отец к тому времени открыл фирму «Херзель фарм», торгующую косметикой, для сына учредили еще одну торговую организацию — «Проект Порцелин». Дмитрий восстановился в вузе, где отец работал старшим преподавателем.
В это же время юноша попал в миссионерское общество к «сысоевцам», в храм на Кантемировской — там занимались трудным делом христианской проповеди среди мусульман и верующих в других богов. Протоиерей Олег Стеняев благословил Энтео на миссию по «реабилитации жертв восточных культов» и создание сайта «Просветление.ру». До мая 2012 года Дмитрий вел довольно мирную жизнь среди текстов и видеопроповедей. Его случайные соратники из более позднего времени утверждают, что тогда он даже женился на состоятельной девушке, которую спас от какой-то секты.
— Откуда у «Божьей воли» средства? Вы пишете, что Энтео жил на содержании своей жены.
Кирилл Кривошеев: Не знаю, на что он живет сейчас, тогда он мне говорил, что живет на деньги жены. Знаю, что они познакомились еще будучи в настоящей восточной секте. Я не могу назвать его состоятельным человеком. Честно говоря, никого из «Божьей воли» я не могу назвать состоятельными людьми. Их акции часто срывались именно из-за недостатка реквизита. Например, я писал про операцию «Молох», которая должна была произойти: они должны были проецировать изображение древнееврейского бога Молоха на здание Минздрава, но не нашли машину, не нашли проектор. Дима на какой-то из сходок просил у меня тысячу рублей. Помню, он говорил, что что-то нужно сделать для какого-то московского депутата городского, он обещал какие-то деньги. Какие-то деньги, он говорил, поступают из какого-то отдела РПЦ. Люди, которые производят контент «Божьей воли», наполняют сайт, получают за это деньги. Я ему, конечно, не говорил, что я журналист, но как-то предложил: «Дима, у меня есть опыт написания текстов, не нужен тебе на сайт, например, пишущий человек?» Он сказал: «Да, классно, если что, может быть будем что-то приплачивать». Видеоинженерам, фотографам, естественно, что-то перепадает, но тоже это очень небольшие деньги.
Дима нам рассказывал: «А вот мне передали, что на совещании в Синоде Патриарх сказал, что очень ценит «Божью волю».
Интересует меня другое: откуда у Димы такая широкая база журналистов? Одно из посвященных абортам мероприятий проходило в здании Центра славянской письменности и культуры, и Дима мне скинул две больших базы, там реально тысяча контактов журналистов всех — российских, зарубежных, проправительственных, оппозиционных. И я видел, что это работает. Помните, была избирательная программа Навального, и Навальный в одном из своих выступлений, кажется, сказал, что он допускает проведение гей-парада в Москве. И мы ходили к офису Алексея Навального, ставили там куб. Сам Навальный ставил куб, а мы ставили куб напротив, где Навальный был изображен в таком виде, что он от дьявола, поддерживает Содом, Гоморру и прочее. На это мероприятие пришла куча журналистов — это были энтэвэшники, это был немецкий канал, это был французский канал, и они брали у Димы комментарии. То есть все планировалось заранее. Они встретили нас в переулке, были уже с камерами, все было наготове.
На акции в «Манеже» были молодой человек и девушка. Павел, который держит камеру, достаточно давний член «Божьей воли», сысоевец, то есть ходил в миссионерскую школу имени отца Даниила Сысоева. Павел участвовал в акциях, в которых участвовал и я, мы с ним есть на видео канала НТВ: например, они снимали сюжет о нашем пикетировании офиса Навального. Павел тоже хочет быть медиалицом, как Дима, но у него пока это не получилось. Хотя такая интересная деталь: когда был июль-август, теплое время в Москве, он всегда ходил в камуфляжной куртке. Я говорю: «Паша, зачем? Сейчас жарко, все в майках ходят, а ты в куртке». Он говорит: «Я однажды засветился, меня журналисты сфоткали в куртке, и теперь я соблюдаю медиаобраз, я должен запомниться таким». В общем, без шляпы Боярского не бывает.
— Многие говорят, что акции «Божьей воли» — это такое же современное искусство, что и акции Авдея Тер-Оганьяна или Pussy Riot, только с другим знаком. Можно ли с этим согласиться?
Анна Бражкина: У меня такое впечатление, что с российским «современным искусством» Энтео познакомился еще в 2010-м, и не только благодаря перебудоражившим тогда всю активистскую интернет-молодежь акциям группы «Война».
Его давний друг и постоянный партнер по ранним акциям, Андрей Каплин, был активистом прокремлевского движения «Наши», постоянным участником православных смен молодежного лагеря «Селигер», которые организовывал Борис Якеменко и где Даниил Сысоев читал молодняку «уличные проповеди». «Сысоевцы» с «нашистами» крепко дружили. Энтео поехал вместе с Каплиным на Селигер в 2010-м, участвовал там в организации костюмированной акции «Второе пришествие Христа» и семинара «Технологии миссионерства». В том же месяце на Селигере проходил гигантский Артфорум — с полутора тысячами слушателей и «лучшими экспертами», среди которых были известные деятели совриска — Анатолий Осмоловский, Кирилл Шаманов, Олег Доу, Сергей Бугаев-Африка. Художники читали лекции и проводили мастер-классы. Среди партнеров этого форума числились центры современного искусства: московский «Винзавод», питерская «Эрарта», питерский же лофт-проект «Этажи». Кураторы этих центров отбирали работы молодых селигерских художников для показа на своих площадках. Вообще к соврисковой тусовке восходит целый ряд теперешних оголтелых «патриотов» — например, арт-группа «Главплакат», делающая гигантские баннеры, клеймящие «пятую колонну», и даже автор пресловутого памятника святому Владимиру.
Так или иначе, о совриске Энтео, безусловно, был наслышан. И когда попал, вместе с другими «православными активистами», к Таганскому и Хамовническому судам, где слушалось дело Pussy Riot, творческий дух протестной молодежи его очевидно увлек. Скоро он начал делать собственные «акции».
Есть множество подтверждений того, что он мнил себя «художником-акционистом» а-ля Pussy Riot, когда «расширял пространство борьбы» и «радикализировал методы послания» с помощью «вторжения в социальную среду» путем легкого рукоприкладства. Его артистическое рвение скоро оценили и сами художники: в октябре 2012-го один из ключевых авторов московского концептуализма Константин Звездочетов и герой московского акционизма первой волны Дмитрий Пименов решили провести с Энтео совместную выставку радикального православного искусства и раструбили об этом по всему миру. Инициатор проекта, интересный неуравновешенный художник Пименов, называл Энтео «иконой стиля» православного акционизма и утверждал, что ресурсами выставку обеспечит Синодальный отдел по делам молодежи (епископ Игнатий Пунин).
В этот период о «Божьей воле» ласкательно отзываются митрополит Илларион (Алфеев), протоиерей Александр Пелин (член общественной палаты РФ), игумен Виталий Уткин, и даже Андрей Кураев сообщает миролюбиво, что «каждая конфессия имеет право на своих придурков». Обещанная выставка по необъявленным причинам не состоялась. Но из-за обоюдного публичного «экспертного признания» — как церковью, так и худсообществом — Энтео стал популярнейшей персоной в прессе и на ТВ. При этом он продолжал с завидной регулярностью совершать мелкие хулиганские нападения на людей и культурные площадки. И выдвигать собственные маниакальные цензурные требования. Которые, при ближайшем рассмотрении, слабо согласовывались с конвенциональными установками как художественного, так и церковного сообщества.
Вероятно, именно в этой игре Энтео «на два фронта» и кроется разгадка того странного факта, что после недавнего «захвата» одной из главных выставочных площадок страны — Манежа — его открыто не поддерживает ни одна из сторон, и в то же время «лидеры мнений» относятся к нему весьма мягко. Никто не просит для Энтео «двушечку», говорят дружно о «большом штрафе». Даже г-н Невзоров, этот яростный атеист всея Руси, обещался внести за Энтео необходимый залог в случае его ареста.
— Сам Энтео воспринимает себя как проповедника?
Кирилл Кривошеев: Да, он воспринимает себя как проповедника. Ему неоднократно предлагали рукоположиться, но он от этого отказывается, утверждая, что у священников мало времени остается на общественную деятельность, у них много времени на службу, на требы, на прочее, нет времени работать в медиасреде. А работать в медиасреде Диме очень нравится, он это умеет. Он говорит: нет, мне лучше быть классическим активистом. Он против всего, что противоречит классическим канонам православия: против геев, против абортов, против порнографии. Не думайте, что он какой-то купленный человек. Несмотря на то, что он питается какими-то деньгами, которые ему перепадают от спонсоров и прочее, он действительно соблюдает пост, действительно не употребляет матерных слов. Когда мы шли по переходу метро и встретили мужчину, который раздает журнал «Флирт», он остановился, стал читать ему проповедь, говорил, что вы будете за это отвечать перед Господом, найдите другую работу. Но драки не было. При мне, честно скажу, драк не было. Я знаю, что Дима горячий человек и может ввязаться в какую-нибудь потасовку, но не было.
— Почему Энтео всегда удается выходить сухим из воды, и его не тронули даже после акции в Манеже, где пострадала государственная собственность?
Анна Бражкина: Очень надеюсь, что после акции в Манеже его таки «тронут». Тем не менее назову нескольких известных по открытым источникам покровителей и благодетелей Энтео. На первых порах, почти весь 2012 год, Энтео действовал «под крышей» Кирилла Фролова, главного в мире православного активиста, одержимого проповедника идеи «симфонии церкви и государства», т. е. Патриарха и Путина. Фролов с давних пор находится на содержании Константина Затулина, был и остается главой отделения «Украина» в затулинском «Институте стран СНГ».
Затулин был депутатом трех созывов ГД и ближайшим партнером мэра Лужкова по «разруливанию уличной политики» в Москве и созданию промосковского общественного лобби в Украине, Азербайджане и Молдавии. Накануне и после бегства Лужкова в сентябре 2010-го, Кремль начал «зачистку» политического поля от его ближайших соратников — собственно Затулина, Георгия Бооса, Олега Митволя, Ирины Рабер и т. д. Затулин после ряда показательных унижений (лишение поста зампреда важного комитете в ГД, невключение безо всяких объяснений в избирательные списки ЕР) проявлял невероятные чудеса чинопочитания в период выборов 2011-12, его вернули в большую политику на маленькую должность, и он сумел-таки на ней выслужиться: 1 августа 2012-го Затулин был введен в президентский Совет по делам казачества, а в апреле 2014-го Путин наградил его медалью «За освобождение Севастополя и Крыма».
Я не имею неопровержимых доказательств, но думаю, что именно казаки «по линии Затулина» в 2012–13 блокировали выставку «Духовная брань» в Москве, устраивали непотребства вокруг спектакля по Набокову в Петербурге, нападали на Гельмана в Краснодаре и на Pussy Riot в Сочи и т. п. Это его почерк, его интересы, его конфигурация друзей и врагов. Сколько и чего перепадало от Затулина через Фролова другим «православным активистам», в частности Энтео, — бог весть. Но кое-какую «крышу» в Москве для своих хулиганов Затулин может обеспечить и сейчас: «реестровое» (президентское) казачество имеет самые тесные контакты с силовиками, от МВД до МО.
Однако в какой-то момент Энтео с Фроловым демонстративно порвал, и даже угрожал ему «настоящим мужским разговором» за россказни о том, что он переметнулся к либералам. Именно в этот момент Энтео действительно пошел на сближение с художественным сообществом, о чем упоминалось выше.
Другой открытый покровитель Энтео — протоиерей Всеволод Чаплин; сеть полна их парными изображениями в торжественной обстановке. Однажды Энтео оказал протоиерею выразительную услугу — порядком избил Дмитрия Давыдова, бывшего пресс-секретаря Чаплина, выступившего в «Новой» с резкой критикой церковных порядков. И ничего Энтео за это не было.
Именно по инициативе Чаплина в 2014-м был создан сайт «Православный взгляд», главным редактором которого является Энтео. Чаплин Дмитрия за сайт хвалил. В 2015-м Энтео, под благотоворным влиянием протоиерея, почти утихимирился, сосредоточился на серьезной информационной деятельности и прекратил называть себя художником-акционистом.
Духовником же движения «Божья воля» называют игумена Виталия Уткина, руководителя Ивано-Вознесенского епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Вокруг Уткина сегодня постепенно формируется «антикоммунистический» центр в РПЦ, проповедующий равенство коммунизма и фашизма — в пользу монархии.
— А что он сам говорит о политике и контактах с политиками?
Кирилл Кривошеев: Я как-то вывел на разговор: а что ты будешь делать, если наше правительство пойдет на уступки геям, грубо говоря, будут разрешены гей-парады, гей-браки? Он сказал, что в таком случае он готов будет взять в руки оружие. То есть я считаю, что его даже нельзя назвать сильно проправительственным человеком, потому что вы можете найти его высказывания как в пользу каких-то решений действующей российской власти, так и против нее. Помню, спрашивал Диму о контактах с политиками. И он говорил, что приходилось общаться с Милоновым, например. Но это максимум. Политики уровня повыше (та же Елена Борисовна Мизулина) никогда такого радикала не поддержат. Дима жаловался на это. Мол, что ж они боятся?
На выборах мэра Москвы Дима поддержал вовсе не Собянина. Собянин был недостаточно православным. Насколько я помню, это был Левичев. Левичев говорил о том, что он православный и поддерживал строительство храмов. А в Думу Диме организовали пропуск вовсе не единороссы, а ЛДПРовцы.
Если мы с вами вообразим, что на выборах президента в 2018-м будет кандидат, который пообещает вернуть статью за гомосексуализм, запретить аборты, построить храм в каждом населенном пункте, ввести обязательное ЕГЭ по основам православия, брать на государственные должности только воцерковленных людей, ввести обязательный налог для бизнеса на строительство храмов, то Дима поддержит его. Я бы сравнил «Божью волю» с «Правым сектором». Велика ли разница между националистом, радикальным религиозным активистом и футбольным фанатом? Главное — идея. Если ты не русский/не православный/не за «Спартак» — я буду тебя бить. Такие люди — движущая сила революции. Но они должны осознавать, что они — разменная монета. Нужны для драк. Когда власть взята — их вытурят, и придут люди с деньгами.