В начале этого века Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) объявила об амбициозной цели — создать сообщество АСЕАН, опирающееся на три основы: политика и безопасность, экономика (экономическое сообщество или АЕС) и социально-культурное сообщество. Планируется, что АЕС, основанное на создании общего рынка, увеличении конкурентоспособности и правовой основе для поощрения экономического развития и дальнейшей интеграции АСЕАН в глобальную экономику, начнет действовать уже в конце 2015 года. Она должна интегрировать Юго-Восточный регион с населением более 600 миллионов и 2,4 триллиона долларов валового внутреннего продукта (ВВП) в общую экономику. Насколько реальна эта цель?
В 1967 году ассоциацию (АСЕАН) образовали пять стран — Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур и Филиппины, а в 1984 году к ним присоединился Бруней. Вместе эти страны известны как АСЕАН-6. Позднее ряды организации пополнили Камбоджа, Мьянма, Лаос и Вьетнам (КМЛВ). В настоящее время статуса члена ассоциации добивается Восточный Тимор.
За первые 40 лет деятельности организации не возникало никаких серьезных разногласий между странами участниками, однако не доставало объединяющих страны факторов. Из-за различия политических, социальных и экономических систем, а также разного уровня экономического развития, более глубокая интеграция не была достигнута — реализовано было около трети запланированных договоренностей. С 2008 года результаты намного улучшились — достигнуто около 90% намеченных целей.
Большое достижение АСЕАН — это успешное позиционирование себя как основной политической силы в регионе, а также активное сотрудничество с другими влиятельными центрами и организациями. Так, в 1980 г. АСЕАН подписала договор о сотрудничестве с ЕС. Каждые два года организуются встречи министров иностранных дел ЕС и АСЕАН. Двадцатая по счету встреча состоялась в прошлом году в Брюсселе. На ней ЕС подтвердил свои обязательства удвоить субсидии, предназначенные для интеграции и создания институтов АСЕАН: в период с 2014 по 2020 годы они должны достигнуть 170 млн. евро. ЕС является вторым по значению торговым партнером АСЕАН — в 2014 г. объем торговли достиг 248 миллиардов долларов, а к концу этого года планируется возобновить прерванные в 2009 году переговоры между ЕС и АСЕАН о подписании договора свободной торговли. Договоренности о свободной торговле АСЕАН уже имеет с Китаем, Индией, Японией, Южной Кореей , Австралией и Новой Зеландией.
Существует более одного формата общения АСЕАН с внешними партнерами: АСЕАН + 3 (АСЕАН, Китай, Южная Корея и Япония ), АСЕАН региональный форум (АСЕАН и еще 16 членов, включая ЕС), встречи руководителей Юго-Восточной Азии или ЕАС (АСЕАН плюс Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия, а с 2014 г. США и Россия), встречи министров обороны (те же страны, что и ЕАС). ЕС пока не является участником последних двух форматов.
Однако, невзирая на вышеупомянутые сотрудничества, внутри АСЕАН существует немало экономических и политических проблем. Аналитик проф. Барри Дескер назвал организацию дипломатическим сообществом, слабо влияющим на жизнь большинства жителей своих стран. По его словам, возможен раскол АСЕАН на две части: страны АСЕАН-6 и Вьетнам являются лидерами, а Мьянма, Камбоджа и Лаос отстают. Соглашение о свободной торговле подписано АСЕАН в 1992 г., однако страны КМЛВ все еще устанавливают довольно высокие тарифы на импорт по сравнению с АСЕАН-6, а последние все чаще устанавливают нулевой тариф. Различаются и экономические показатели этих групп стран:по данным 2013 года ВВП стран АСЕАН-6 в 9 раз превысил ВВП стран КМЛВ. Объемы торговли и инвестиций между АСЕАН и внешними партнерами значительно выше, чем внутри самой АСЕАН и отражают ее внешнюю ориентированность. Проблемы же на уровне политики возникают из-за того, что в соответствии с основными принципами АСЕАН — суверенного равенства, неприменения силы и мирного разрешения конфликтов, невмешательства, неучастия в разрешении вопросов между двумя странами-участниками, тихой дипломатии, взаимного уважения и терпимости — трудно сформировать единую позицию по чувствительным региональным вопросам, реагировать на нарушение прав человека и вызовы безопасности. В последнее время слышны предложения о пересмотре целесообразности принципа невмешательства.
Новым вызовом для АСЕАН стал миграционный кризис в Юго-Восточной Азии, когда в мае этого года Таиланд, Индонезия и Малайзия воспротивились потоку нелегальных мигрантов из Бангладеша (экономические мигранты) и Мьянмы (мусульмане народности рохинджа, бегущие от религиозной дискриминации и ограничения прав и свобод со стороны буддийского большинства).
Была срочно созвана встреча министров иностранных дел Индонезии, Малайзии и Таиланда, на которой Индонезия и Малайзия обязались предоставить временное убежище мигрантам, в то время как Таиланд ограничился обещанием не посылать корабли с мигрантами обратно в море. Вторая встреча собрала больше стран-участников АСЕАН, представителей регионов и международных сообществ, однако принятое на ней заявление носило только рекомендательный характер. Кроме того, ни в одном заявлении не была упомянута проблема рохинджа, и четко не была названа ответственность Мьянмы за их ситуацию.
Нелегальная миграция является проблемой не только для Юго-Восточной Азии. Она хорошо известна и в странах ЕС. Желая ее разрешить, международному сообществу придется продемонстрировать солидарность. Индонезия и Малайзия уже обратились к мировому сообществу за помощью. АСЕАН могла бы взять на себя роль координатора, однако прежде всего она должна договориться об общей позиции, которая бы устроила все страны-члены. Уменьшение различий в экономике и развитии стран-членов АСЕАН — еще одна задача для организации, до сих пор находящейся в поиске подходящей для себя модели интеграции. А задача ЕС — помочь АСЕАН искать эту модель и поделиться своим опытом.