Мало других тем вызывает у чехов столько же эмоций, сколько тема российских эмигрантов, полюбивших Прагу и Карловы Вары. Ведущие чешские СМИ регулярно бьют тревогу, подпитывая антироссийские настроения. «В некоторые районах (Смихов) чаще можно услышать русский, чем чешский», — сообщал портал IDNES. cz. «Россияне скупают квартиры в Праге», — вторили Hospodářské Noviny.
Молодые, образованные, критично настроенные
Чешское статистическое управление около года назад сообщало, что каждый двадцать пятый житель страны — это иностранец. Число представителей национальных меньшинств в десятимиллионной Чехии скоро превысит полмиллиона. Россияне выглядят самыми заметными, и именно на них сосредоточено внимание общественности. Чехи все громче жалуются, что в некоторых районах столице проще услышать русский, чем чешский. «По последним статистическим данным в Праге живет около 20 000 россиян, это 1,55% населения столицы. Россияне относятся в Праге к трем самым многочисленным национальным группам, то же самое происходит в Карловых Варах», — объясняет пресс-секретарь пражского городского управления Вит Гофман (Vít Hofman). Однако по другим оценкам, россиян в Праге значительно больше.
Ирина Шульц, уроженка Ростова-на-Дону, работает главным редактором русскоязычной еженедельной газеты «Пражский экспресс», которая издается в Чехии уже 16 лет. «Сложно сказать, сколько точно россиян живет в Чехии, в том числе в Праге. Не у каждого русского — российский паспорт, поэтому мы чаще используем выражение “русскоязычная группа”», — объясняет Шульц.
СМИ, учитывая представителей других русскоязычных народов, населяющих чешскую столицу, утверждают, что каждый десятый житель Праги говорит по-русски. К этому добавляются российские туристы, которые тоже любят город Франца Кафки и футбольной команды «Славия». Гофман комментирует: «В 2014 году количество туристов в Чехии выросло на 1,5%. По данным чешского статистического ведомства, больше всего гостей приехало из Германии, на втором месте были россияне. По прогнозам, в этом году количество российских туристов увеличится на 3-5%», — сообщает пресс-секретарь.
Тех, кто считает чехов неисправимыми русофилами, могут удивить ксенофобские настроения. Россияне приезжали в Чехию и раньше, но новая волна эмиграции началась после распада восточного блока. Сложная экономическая, политическая и общественная ситуация в Российской Федерации склонила россиян к эмиграции. А пиком этой волны считаются 1998-1999 годы, то есть период экономического кризиса.
Социолог и автор работы «Пражские россияне» Михал Яничко (Michal Janíčko) объясняет, что они переселились в Прагу главным образом из-за более высокого уровня жизни. У наших южных соседей они искали также безопасности: это касалось, в частности, бизнесменов, которые опасаясь, что Кремль отнимет у них капиталы, предпочитали размещать их за пределами своей страны. В начале XXI века в связи с российской экономической стабилизацией эмиграционная волна на какое-то время спала. Новая появилась уже в 2008 году, когда в России начался очередной кризис.
Как выглядят чешские россияне? Михал Яничко объясняет, что это чаще всего представители среднего или чуть выше, чем среднего, класса, они хорошо образованы, часто зажиточны. Этим россияне отличаются от остальных эмигрантов из не входящих в ЕС стран, которые обычно образованы хуже и не обладают достатком. Россияне в Праге — это преимущественно молодые люди младше 40 лет. Чаще всего они критически настроены к российскому руководству и царящей в России преступности.
Все более заметной группой эмигрантов становятся российские студенты. Уже в 2013 году в пражском Карловом университете училось больше девяти с половиной тысяч иностранцев, из них — 700 россиян. Больше иностранных студентов было только из Словакии. Некоторые политики, как депутат партии ANO Кристина Зеленкова (Kristýna Zelienková), считают, что такая большая группа студентов из России представляет проблему.
Россиянка Анастасия Янина всегда хотела учиться за границей. Когда она стала искать информацию о возможностях отъезда, она почти отчаялась. «Оказалось, что во всех местах, которые меня интересовали, учиться слишком дорого. Тогда я узнала, что в Чехии иностранцы могут учиться в университете бесплатно, — рассказывает девушка. — Иностранным кандидатам нужно только сдать экзамен по чешскому языку и иметь диплом об окончании школы». Для Анастасии это был огромный шанс, и она им воспользовалась.
Маленькая Москва
В чешской столице появился отлично организованный и самодостаточный анклав, создавший в рамках своей группы экономический фундамент, для функционирования которого совершенно не нужны контакты с местным населением. Существуют занимающиеся торговлей недвижимостью российские интернет-сайты, форумы, порталы знакомств, туристические бюро, DVD-прокаты, салоны красоты: все они ориентированы исключительно на российских клиентов. Помимо этого, существует русскоязычная пресса и различные организации. Кажется, что россиянин может решить большинство вопросов, не обращаясь за помощью к чешскому государству.
Присутствие российских компаний заметнее всего не только в пражских Стодулках или в шестом районе Праги, но и в самом центре города. Это присутствие ежедневно замечает каждый пражанин, например, сталкиваясь с «Золотыми страницами Русской Чехии»: кружащими по стране справочниками, содержащими данные примерно трехсот, преимущественно пражских, компаний, в которых можно объясниться на русском языке.
У российской самоорганизации есть негативная сторона: это отсутствие мотивов для интеграции с другими национальными группами, в том числе чехами.
«Обычному пражскому россиянину, чтобы выжить в Праге, контакты с чехами не нужны. 55% опрошенных мной россиян живут вместе с соотечественниками, и только 15% из них не встречаются с россиянами на работе», — рассказывает Яничко. Большинство собеседников социолога продолжают чувствовать сильную связь с родиной, и поэтому охотно закрываются в своем этническом сообществе. Россияне и россиянки выбирают партнеров чаще всего среди своих соотечественников или других выходцев из стран бывшего СССР — Белоруссии, Украины, Молдавии.
Они не стремятся интегрироваться в местное большинство, не чувствуют особенной потребности в изучении чешского языка. Это связано главным образом с финансовой самостоятельностью: многие россияне находят работу в российских компаниях. Ощущаются также сильные культурные отличия.
Издатель и редактор русскоязычной газеты «Пражский Экспресс» Ирина Шульц видит пражских россиян несколько иначе: «Чехи должны быть довольны российскими эмигрантами, ведь они отнюдь не сидят на шее чешских налогоплательщиков. Они чаще всего самодостаточны, платят налоги, занимаются мелким бизнесом, любят Прагу», — уверяет журналистка. Шульц добавляет, что пражские россияне интересуются чешскими традициями, их дети говорят по-чешски и вливаются в чешское общество.
Сравнив мнение Михала Яничко и Ирины Шульц, можно задаться вопросом, описывают ли они одну и ту же группу?
Расхождения существуют лишь на первый взгляд. Российская журналистка живет в Праге с 1997 года, ее муж — чех, а у дочери есть чешское гражданство. Так что Шульц представляет ту группу эмигрантов, которые приехали на новую родину почти 20 лет назад и успели за это время ассимилироваться. В свою очередь, исследования Михала Яничко охватывали весь спектр российской диаспоры: среди его собеседников было много эмигрантов, приехавших после 2008 года и пользующихся той инфраструктурой, которую создали первопроходцы 1990-х. Шульц справедливо отмечает, что отличия внутри группы чешских россиян очень велики. «Российского меньшинства как единого целого не существует, есть несколько групп с общими интересами. Больше всего россиян в одном месте можно увидеть на концерте какой-нибудь модной “звезды” из России или на представлении русскоязычного театра», — говорит журналистка.
Значит, возможно, россияне в Чехии хорошо организованы и интегрированы между собой только в экономической плоскости?
Не все выступают за Путина
Самодостаточность россиян в сочетании с нежеланием интегрироваться, свойственным значительной части российского меньшинства, не способствуют отношениям с пражанами. Хотя Яничко подчеркивает, что говорить о сильной напряженности в отношениях между чехами и россиянами нельзя, он добавляет: «Чехи относятся к россиянам в основном негативно, считая их замкнутым и недружелюбным сообществом. Кроме того, россиян и Россию чаще всего критично изображают в СМИ, а это укрепляет антироссийские стереотипы». Социолог приводит также фигурирующие в своих исследованиях цифры. По семибалльной шкале, где «единица» означала «вызывающие сильную симпатию», мнение чехов о россиянах колебалось в 2005-2011 годах между 3,8 и 4,14. Это один из самых низких результатов среди всех национальностей, учтенных в исследовании. Факт негативного отношения подтверждают и другие исследования. Например, по данным газеты Lidové noviny, 68% чехов опасаются деятельности российских спецслужб. Правда, количество россиян в Праге увеличилось даже в 2014 году, когда усилилась напряженность в отношениях между Европейским союзом и Россией, однако в том числе украинский конфликт подкрепил чешские стереотипы о россиянах. Яничко подчеркивает, что в последнее время отношения к россиянам в Праге ухудшилось, а разделяющие их с чехами барьеры увеличились.
Это подтверждает Анастасия, которая чувствует себя в Праге хорошо, но замечает недоброжелательность по отношению к себе и своим соотечественникам. «Иногда люди оскорбляют меня только потому, что слышат, как я говорю по телефону на русском. Они не могут понять, что не каждый россиянин обязательно поддерживает политику российских властей», — объясняет студентка.
Статья вышла в рамках специального приложения к выпуску журнала Nowa Europa Wschodnia за сентябрь и октябрь: «И не брат, и не большой. Россия в общественном дискурсе Польше и Чехии».
Лукаш Гжесичак — журналист, главный редактор портала о Чехии и Словакии Novinka. pl.
Адам Миклаш — прозаик, драматург, исследователь истории футбола.