1 сентября начинается учебный год во многих странах.
Устройство школ, классов, как и учебные программы, могут сильно отличаться, однако некоторые споры общие для всех и о них вспоминают каждый год.
Вот о них мы и поговорим.
1. Школьная форма — удобство или орудие контроля?
Школьная форма была изобретена в Англии в XVI веке, ее ввели в употребление при короле Генрихе VIII. Школьники относятся к ней по-разному: некоторые любят носить серые брюки и блейзеры, других они раздражают.
Школьная форма — это не только удобная одежда, которая позволяет быстро собираться в школу по утрам. За ней стоит сложная политическая реальность, разная в разных странах.
Во Франции, например, школьная форма перестала быть обязательной с 60-х годов прошлого века.
Однако в государственных школах введен запрет на ношение тюрбанов, чадры и головных платков, относимых к категории «явных религиозных символов».
Предложение о введении единой школьной формы в Германии вызвало в 2006 году бурю возмущения из-за ассоциаций с эпохой нацизма.
В некоторых странах Латинской Америки, например, в Аргентине и Мексике, только частные школы имеют установленную форму одежды для учеников, что подчеркивает социальный статус.
С другой стороны, в большинстве стран Африки школьная форма является обязательной.
Например, в Гане правительство стало с 2013 года выдавать форму бесплатно. Так же обстоят дела и во многих азиатских странах, где школьная форма было введена еще в период колониализма.
Но в чем польза формы для учеников?
Сторонники говорят, что форма способствует стиранию социальных различий между детьми, укрепляет дисциплину, повышает посещаемость и вселяет в детей чувство гордости за свою школу.
Противники считают, напротив, что школьная форма подавляет индивидуальность и свободу самовыражения. Они полагают также, что форма сама по себе не в состоянии устранить социальные различия между детьми.
Другие считают форму еще одним способом сбора денег с родителей, особенно с бедных семей.
2. Учебники или компьютеры?
Помните тяжелый школьный портфель, набитый учебниками? Теперь положение меняется: во многих странах учебники заменяются раздаваемыми учебными материалами в виде анкет и таблиц.
Цифровая революция, особенно в странах, где имеется свободный доступ к интернету, также положила предел владычеству учебника — теперь любые учебные материалы можно получить прямо в классе на планшет или ноутбук.
Однако до сих пор ведутся споры о том, нужен ли современному ученику бумажный учебник.
Возьмем британские школы, например. Долгие годы здесь предпочитали учебникам распечатанные учебные материалы, выдаваемые ученикам, после каждого урока.
Но в 2014 году правительство настояло на возвращении в школы учебников, ссылаясь на то, что британские школьники отстают по успеваемости от школьников в странах Дальнего Востока.
Однако в последнее время высокопоставленный советник правительства по вопросам образования заявил, что в ближайшие пять лет от учебников следует окончательно избавиться, так как цифровые ресурсы делают их устаревшими почти немедленно после публикации.
Исследование, проведенное Кембриджским университетом, указывает, что наиболее успешные в области школьного образования страны сохраняют учебники как основу для системы преподавания.
У Южной Кореи и Финляндии — самые высокие показатели распространения учебников: более 95% учащихся имеют по крайней мере один учебник.
Эти две страны занимают 5-е и 6-е места в международном рейтинге PISA, основанном на результатах тестирования 15-летних учащихся в различных странах.
ЮНЕСКО указывает на то, что в таких странах Африки как Центрально-Африканская республика или Камерун, один учебник приходится на 10-12 учеников.
Сторонники традиционных бумажных учебников указывают, что их использование экономит школам средства и сокращают нагрузку на учителей, которые просто следуют учебной программе и не должны постоянно размножать и раздавать учебные материалы.
Они также считают, что учебники являются единственной доступной формой учебных материалов в странах, где доступ к интернету ограничен или дорог.
Однако противники учебников указывают, что в бедных странах многие родители не могут позволить себе заплатить за учебник.
Учебники издаются массовыми тиражами и не позволяют проводить в классе дифференцированное обучение учащихся с различным уровнем подготовки.
Кроме того, говорят критики, учебники не в состоянии конкурировать с планшетами в актуальности и в том, как современные дети усваивают информацию.
3. Каникулы — как долго? И нужно ли задание на лето?
Продолжительность учебного года сильно отличается от страны к стране — в некоторых она может быть на 75 дней длинней, чем в других.
Учебный год в Китае, например, один из самых долгих в мире — 260 дней. Японские школьники учатся 243 дня, корейские — 220 дней.
Израиль, Германия, Россия и Зимбабве имеют учебный год по 210 дней, а вот в Коста-Рике, Боливии и Южной Африке школьники учатся всего 180 дней или еще меньше.
Франция также известна своими долгими каникулами, но при этом школьный день длится во французских госшколах очень долго — до восьми часов.
Но спорят и о том, какова оптимальная продолжительность школьного дня.
Статистика свидетельствует, что связи между положением страны в рейтинге PISA и продолжительностью школьного дня нет.
В Финляндии, которая признана одним из лидеров в сфере образования, продолжительность школьного дня на 30% короче, чем во Франции.
Школьникам в разных странах также приходится начинать день в школе в самое разное время — в Бразилии или в Кении — в 7 утра, а в Австралии — только в 9.30.
Массу споров вызывают и размеры школьных домашних заданий. Особенно жарко спорят о том, стоит ли вообще заставлять школьников тратить время на домашние задания, или лучше позволить им больше отдыхать и играть.
Недавнее исследование, проведенное учеными университета Брауна в США, свидетельствует, что школьники младших классов практически во всех странах мира слишком сильно загружены домашними заданиями.
Педагоги считают, что каждый год, проведенный в школе, должен приводить к увеличению времени, потраченного на домашние задания, на 10 минут — если в третьем классе это 30 минут, то в шестом будет уже час.
Родители во многих странах Восточной Европы или Дальнего Востока с этим не согласны — их дети проводят за работой дома в четыре раза больше времени.
Другие порадуются такому выводу — психологи считают, что домашние задания не способствуют миру в семье, когда родители не способны помочь детям.