Примерно полтора года назад российский президент Владимир Путин приказал аннексировать Крым. Хотя захват этого украинского полуострова произошел быстро и без особых сложностей, сдержать последовавший за этим конфликт на востоке Украины оказалось намного сложнее. Несмотря на то, что Москва, проводя скрытую войну, смогла добиться успеха и умерила амбиции Украины относительно интеграции в западном направлении — пока, по крайней мере, — Россия, тем не менее, не смогла ограничить последствия этих действий для себя самой.
Россия пострадала от санкций, воздействие которых было усилено катастрофическим обвалом цены на нефть, и теперь перспективы российской экономики представляются, несомненно, весьма мрачными. Российского президента, по-видимому, не напугал этот идеальный шторм и он, судя по всему, не намерен менять выбранный им курс. В результате Путин может загнать себя в угол, выхода из которого уже не будет.
Доходы от продажи углеводородов составляют более 50% российского государственного бюджета, и поэтому резкое падение цены на нефть с максимальных значений в июне 2014 года (115 долларов) до примерно 56 долларов в настоящее время нанесло серьезный удар по российской экономике. По данным банка ING, России для сбалансирования своего бюджета нужно, чтобы нефть продавалась по 80 долларов за баррель. Если ее цена будет держаться на уровне около 60 долларов в течение следующего года, то Россию ожидает сокращение экономики в течение двух лет.
Более того, перспективы выхода Ирана из изоляции и его готовность увеличить свою добычу нефти, вероятно, еще больше будут способствовать снижению цены на нефть. Она сразу же упала после того, как было объявлено о достижении соглашения по поводу ядерной программы Ирана. Возможно, это потребует некоторого времени и значительных инвестиций, однако иранская нефть все равно вернется на мировой рынок. И когда это произойдет, Путин вынужден будет принять этот удар на себя. Когда санкции привели к сокращению добычи нефти в Иране, Россия с готовностью заняла его место из-за похожести структуры экспорта этих двух стран. Увеличение на мировом рынке доступных объемов нефти ставит ОПЕК и Россию перед дьявольскими выбором: либо продолжать ценовую войну, либо попытаться договориться о сокращении производства. Обе стратегии связаны с определенными затратами и рисками, и при этом не существует какого-то магического варианта решения.
Еще больше проблемы Путина усугубляет тот факт, что долг российских региональных администраций за три года вырос к 2014 году на 78%. В 2012 году, когда прошли крупные антиправительственные выступления в Москве, Путин начал реализовывать план по увеличению расходов на здравоохранение, образование и социальное обеспечение. Это решение на самом деле удвоило долговую нагрузку российских регионов. Риск банкротства крупных регионов становится все более вероятным, что, в свою очередь, делает необходимым предоставление им государственной финансовой помощи в тот момент, когда ситуация с бюджетом и без того уже достаточно напряженная. Если принять во внимание обвал цен на нефть и значительные военные расходы, от которых Путин не намерен отказываться, то становится ясно, что правительство не сможет приходить на помощь бесконечно долго.
Основанием для снятия санкций является полная реализация Минских соглашений, которые были заключены в феврале 2015 года между лидерами Украины, России, Франции и Германии. Украинский Парламент недавно одобрил конституционные изменения, предусматривающие передачу полномочий от Киева к региональным администрациям — это предусмотрено заключенными соглашениями, — однако сепаратистские лидеры сразу же отвергли эту инициативу. По словам Дениса Пушилина, одного из представителей донецких сепаратистов, эти изменения не гарантируют региону достаточной автономии. Кроме того, нарушения договоренности о прекращении огня фиксируются, практически, каждый день, и маловероятно, что Минские соглашения будут реализованы до конца этого года.
Если Минские соглашения не будут выполнены, то откроются двери для подготовки нового раунда санкций. Судя по всему, правительство Соединенных Штатов готовит именно такой вариант. 18 июля появились сообщения о том, что Вашингтон готов прекратить предоставление западных кредитов России, если Путин не выполнит своих обещаний. В условиях существующих санкций некоторые российские компании могут брать кредиты максимум на 30 дней, когда как обычно подобные сделки заключаются и на несколько лет.
Согласно новым предложениям, этот период может сократиться всего до нескольких дней. Это означает, что олигархи из близкого окружения Путина будут вынуждены заключать новые сделки по кредитам каждую неделю, и в таком случае они лишаются надежды на получение долгосрочного финансирования на западных рынках. В то время как Европа пока воздерживается от блокирования доступа России к межбанковской клиринговой системе SWIFT, поскольку это считается «ядерным выбором», американское предложение вполне можно сравнить с нанесением тактического ядерного удара.
Путин не намерен отступать, и поэтому он оказался в весьма сложной ситуации. Он не может начать хорошо себя вести в отношении Украины и настаивать на смягчении санкций, поскольку это фатальным образом обнажило бы ту ложь, которую неустанно раздувает кремлевская пропагандистская машина. Но если продолжить идти по тому же пути, то это, несомненно, нанесет еще больший ущерб экономике и вызовет недовольство среди влиятельных людей в российской деловой элите. Владимир Путин решил играть в опасную игру — в геополитический хоккей на льду, — и теперь любое его решение будет равносильно голу в собственные ворота.
Сейбрен де Йонг имеет ученую степень доктора философии (PhD) и является аналитиком расположенного в Нидерландах Гаагского центра стратегических исследований; его специализацией являются вопросы евразийской энергетической безопасности.