В воскресенье закончился XIII стокгольмский Балтийский фестиваль. Два концерта дал Мариинский театр под руководством Валерия Гергиева, основателя этого фестиваля наряду с бывшим директором «Бервальдхаллена» (Концертного зала Шведского радио) Микаэлем Тюденом и финским композитором Эсой-Пеккой Салоненом.
Фестиваль посетил и эстонский композитор Арво Пярт, когда в субботу Вроцлавский симфонический оркестр исполнил 4 его симфонии. А тирижер Тони Кальюсте. Посетил фестиваль и представитель небалтийской державы: камерный хор «Киев» под руководством Николая Гобдича.
В этом году над фестивалем веяли не только ветры Балтики, но и политические ветры. Когда ведущая перед началом концерта, который назывался «Ненасытность Чайковским», рассказывала о личности композитора, то заговорила о его гомосексуализме. На концерте присутствовал посол России в Швеции.
Валерия Гергиева называли в прессе «путинистом». Отмечали, что не просто так Эса-Пекка Салонен включил в нынешней обстановке в программу четвертого дня фестиваля символ независимости Финляндии — музыкальную поэму «Финляндия».
Все, однако, отошло на второй план в последний день фестиваля, когда на сцену Стокгольмской филармонии вышли музыканты двух симфонических оркестров — Шведского радио и Стокгольмской филармонии, шесть хоров, всего 300 артистов, и исполнили под руководством того же Эсы-Пекки Салонена ораторию Арнольда Шенберга «Песни Гурре».
Партию Туве, возлюбленной короля Вальдемара, пела шведская сопрано Камилла Тиллинг, а самого короля — шведский тенор Микаэль Вейниус. Лесную голубку — финская меццо-сопрано Лилли Паасикиви и даже на фоне «конгениального», как писала рецензенты, вклада остальных, горестная ее песнь стала одним из незабываемых аккордов фестиваля...
Конечно, фестиваль 2015 года, кроме музыки содержал в себе семинары об экологии, искусстве, демократии в качестве компонентов борьбы за чистоту Балтийского моря, как в буквальном, так и в переносном смысле этого слова.