То, что мы имели возможность наблюдать в Верховной раде в понедельник, — это результат ловушки, в которую попала нынешняя власть, согласившись на «минский формат». А особенно делегировав на переговоры от Украины бывшего президента Леонида Кучму, который собрал против себя первый Майдан и против ученика которого (привел во власть Виктора Януковича) собрался второй Майдан. Вместо того чтобы реально начать изменения и отказаться от старых правил, новая власть после Евромайдана, по сути, осталась в фарватере старой системы «Кучмы — Януковича», соответственно, произошло не решение проблем, а их наложение в новых условиях.
Параллельно Кремль последовательно реализовывал свой давно подготовленный план по уничтожению Украины. Эффективно противостоять российской агрессии украинской власти, конечно, было сложно, потому что опирается она не на общество, а на собственные корпоративные интересы. В такой ситуации, как бы ни симпатизировал Запад украинцам на Майдане, он не может быть большим защитником наших национальных интересов, чем сама украинская власть. Об опасности «минского формата» и его участников мы предупреждали с самого начала. Но...
Сегодняшние события и действия власти нужно оценивать определенным образом, исходя из «логики ловушки». И здесь главный вопрос — как защитить национальные интересы в этой ситуации? Украина приняла на себя обязательства, которые она должна выполнять. В этом заинтересована не только Россия, но и Запад, который является непосредственным гарантом Минских договоренностей. «Я приветствую голосование прямо сейчас в Верховной раде Украины в поддержку конституционной реформы и децентрализации. Процесс реформ должен продолжаться», — написал на своей странице в Twitter генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд сразу после голосования.
Итак, Верховная рада в первом чтении согласилась внести изменения в Конституцию касательно децентрализации власти. За это проголосовали 265 народных депутатов из 368 присутствующих, 87 — против, 5 — воздержались, 11 — не голосовали. Решение в зале пришлось буквально протягивать, ведь с самого утра Радикальная партия Олега Ляшко заблокировала президиум Верховной рады. Позже представители Блока Петра Порошенко окружили трибуну для того, чтобы спикер парламента имел возможность открыть заседание. Именно при большом скоплении депутатов у президиума и трибуны, а также под скандирование «Ганьба!» («Позор!» — прим. ред.) и проходило обсуждение законопроекта. В результате БПП дал 115 голосов, НФ — 69, Оппозиционный блок — 38, внефракционные — 13, «Самопомощь» — 5, группа «Возрождение» — 11, группа «Воля народу» — 14, Радикальная партия — 0, «Батьковщина» — 0.
Сторонники изменений к Конституции говорили о том, что это реальная децентрализация и мирный путь решения конфликта на Донбассе. А противники заявляли, что предложенная реформа — это предательство, которое не имеет ничего общего с реальной децентрализацией, а тем более создает «замороженный конфликт» на территории Украины. Конечно, можно понять недовольных предложениями изменений к Основному закону, но протестовать нужно было раньше, когда Кучму включали в Конституционную комиссию. Вместо этого некоторые депутаты, которые голосовали вчера против, еще несколько месяцев назад брали у него автографы в парламенте. А сегодня одна из главных задач — это заставить Кремль выполнять свои обязательства по Минским договоренностям.
В ожидании реванша?
Между тем, под стенами Верховной рады проходил митинг некоторых политических партий и общественных организаций, которые выступают против внесения изменений в Конституцию. Собралось не менее тысячи человек. Правопорядок охраняла Национальная гвардия. Все проходило мирно, пока не стало известно о результате голосования, тогда ситуация на улице резко обострилась. Начались столкновения. В ход пошли дымовые шашки, палки, даже боевые гранаты и огнестрельное оружие. «Около 90 раненых под Радой. К сожалению, один погибший — солдат Нацгвардии. В том числе несколько людей в тяжелом состоянии. Это результат брошенных нескольких взрывных устройств со стороны людей в футболках партии «Свобода», которые устроили драку с Нацгвардией под ВР», — написал у себя в «Фейсбуке» министр внутренних дел Арсен Аваков. И это еще один показатель больших проблем в стране, которые перерастают в трагедию не только на передовой, но и в тылу.
«Если мы примем изменения к Конституции, то согласимся со всеми ультиматумами, которые нам выдвинули террористы»
Виктор Шишкин, бывший судья Конституционного суда Украины:
— Сегодняшнее голосование в государстве ничем не угрожает, ведь это не окончательное голосование. Проблемы начнутся, если настоящий документ примут окончательно, то есть 300-ми голосами. Тогда такие изменения станут телом Конституции. Нужно все разложить по кирпичику. Во-первых, я не знаю, что такое Минские договоренности, согласно которым вроде бы должны быть приняты изменения в Конституцию Украины. Для меня существует Конституция. В ней есть 9-я статья, которая говорит, что все международные договоры для Украины являются обязательными, если согласие на них дала Верховная рада. Я ставлю вопрос тем, кто тиражирует информацию о Минских соглашениях, — знают ли они такой закон о ратификации Минских соглашений? Нет. В таком случае для меня эти Минские соглашения стоят не более чем туалетная бумага. Что касается изменений, которые сейчас пытаются протянуть в Верховной раде, то мы забываем, что за любыми филологическими формулировками относительно того, что никакой угрозы для государственности в этих изменениях нет, то я скажу, что такая угроза существует. 17-й пункт переходных положений говорит об особенностях местного самоуправления. Действительно особого статуса в этом тексте нет, но есть, подчеркиваю, особенности местного самоуправления. В какой бы фантик вы не заворачивали просроченную горькую конфету, она останется тем, чем есть.
Переходные положения по своей правовой природе являются временным явлением и одномоментным. То есть, если такой момент исчез, то исчезает и суть этого переходного положения. Там указан или срок, после которого такая суть исчезает, или записано какое-то событие. В данном случае, когда говорят об особенностях местного самоуправления отдельных регионов Луганской и Донецкой областей, мне неизвестно в какой период будут действовать эти переходные положения. 10, 20, 100 или 1000 лет? С другой стороны, я не вижу и где там отмечено какое-то событие. Если мы примем все эти изменения в системе, то согласимся со всеми ультиматумами, которые нам выдвинули террористы. Тогда возникает закономерный вопрос — за что там погибают ребята? Не буду анализировать децентрализацию, но 18-й пункт этих изменений является катастрофическим и представляет собой угрозу существованию украинского государства. Если кто-то сомневается, существуют ли у нас условия военного положения, при которых не могут вносится изменения в Конституцию, то пусть пойдут в Дом офицеров и посмотрят на портреты погибших.
«Никакого особого статуса у изменений к Конституции нет»
Рефат Чубаров, председатель Меджлиса крымскотатарского народа:
— Я голосовал за то, что я читал лично, и я не вижу в предложенных изменениях к Конституции никакой угрозы для суверенитета Украины. Из текста Конституции можно выносить много трактовок и на многих моментах спекулировать. Учитывая свой опыт и понимание того, что случилось с Крымом, я бы никогда не проголосовал за то, чтобы Донецк и Луганск имели какой-то особый статус. Такого статуса в предложенных изменениях нет.
«Никаких 300 голосов, пока на Донбассе не будет украинской власти»
Леонид Емец, народный депутат от фракции «Народный фронт»:
— Я не голосовал за изменения в Конституцию (16 июля) потому что не принимаю одностороннего выполнения Минских соглашений Украиной, в то время как Россией и террористами не выполнен ни один пункт. На каждом заседании фракции я требовал встречи с Президентом, потому что лишь он может дать ответ о стратегии и тактике нашей защиты от агрессии и объяснить здесь роль Конституционных изменений. В эту субботу такая встреча состоялась. Она продолжалась 4 часа. Следовательно, по результатам я сделал выводы. Голосование в целом (окончательное принятие изменений) состоится не раньше конца года, после выборов и только после (!) выполнения сепаратистской стороной условий минского договора. Еще раз отмечаю — никаких 300 голосов пока там не будет украинской власти, украинские пограничники не будут контролировать границу с Россией а российские войска не оставят нашу территорию. Где здесь «измена»?! Пока Донбасс не будет освобожден от российских войск (если это вообще произойдет), не будут проголосованы особенности самоуправления в Конституции. Когда там будут наши войска и наша власть — так пожалуйста: и самоуправление и выборы. Это конституционное право. В то же время (до принятия решения в целом) мы получаем поддержку международных партнеров. Если же это промежуточное голосование (с четкими требованиями к голосованию в целом) будет провалено, то провал президента как международного переговорщика на сегодня (любите вы его или нет) это провал всей Украины. Для Меркель и Олланда недопустимым является односторонний отказ от выполнения Украиной Минских соглашений. Как следствие — послабление (а может и отмена санкций). Несут ли эти изменения угрозы, о которых я писал ранее? Да, несут. Но пока на нашей стороне время и мировое сообщество, есть шанс их избежать. Меркель уже заявила о недопустимости сепаратистских выборов на востоке. Верю ли я, что Путин будет выполнять обязательства — нет. Но стать сейчас в позу, это остаться один на один с агрессором. Я верю в нашу силу но она не безгранична. Мы нуждаемся в поддержке мира, иначе нам «хана». Это реальность! И я буду принимать решение, основываясь на аргументах. Иначе это измена. Потому что иначе я не могу.
«Президент приложил максимум усилий, чтобы убедить депутатов проголосовать за изменения»
Игорь Кононенко, заместитель председателя фракции БПП в ВР:
— Обещание господина Ляшко было таковым, что он не будет мешать работе Рады. Когда он дошел до зала, то поменял свое мнение. По-моему — это исключительно политический шантаж Верховной рады, который связан в первую очередь с местными выборами. Ляшко считает, что такими действиями он поднимет рейтинг своей партии. Ни Ляшко, ни другим ничего не предлагалось за голосование. Позиция Президента четкая — в таком принципиальном вопросе как ключевые изменения к Конституции, в торги с политическими силами он вступать не будет. Президент встречался лично с депутатами, высказывал аргументы, доносил свое мнение, объяснял позицию. По-моему для того, чтобы убедить депутатов проголосовать за изменения к Конституции, он сделал максимум. Некоторые члены нашей фракции после такой беседы изменили свою позицию. Некоторые — нет! Избиратели, когда увидят результаты голосования на табло, уже потом будут определяться в своих оценках депутатов.
Взгляд из регионов
«Пока не будет изменений на местах, их не будет и в верхах»
Анатолий Жолоб, Гайковский сельский голова (Турийский район на Волыни):
— На Волыни решением областной рады созданы первые объединенные территориальные громады, их пять, среди них и наша. Населенные пункты Гайковской сельской рады решили присоединиться к Овадновской сельраде соседнего, Владимир-Волынского района. Конечно, придется и изменять пределы районов. И мы на днях получили список из 16 пунктов: 16 документов должны оформить и подать, чтобы объединенная территориальная громада стала действительностью. Даже точно не определенно, кто эти все бумаги должен оформлять. Мы, просящиеся в приймы, или те, кто нас принимает. Но мы будем делать все, что нужно, чтобы процесс децентрализации стал в Украине действительностью. Поэтому на местах готовы взять на себя ответственность за решения, которые принимает Верховная Рада и которые становятся законом нашей дальнейшей жизни. Потому что как бы мы ни относились к условиям, в которых приняты изменения по децентрализации, но она — тот чуть ли не последний шанс, который спасет еще местное самоуправление и в целом Украину.
Наши люди привыкли ждать милости от кого-то. Как будто должен прийти сельский голова и собственной лопатой отбрасывать мусор от чьего-то дома... Так же ждут, что кто-то там примет историческое решение и мы будем жить весело и счастливо. Наша власть такая, какой народ, ее избирающий. У нас привыкли, избрав, чуть ли не сразу ругать и порочить. Поэтому так важно, чтобы децентрализация состоялась, потому что должна измениться власть именно на местах, должно измениться отношение к ней, должны измениться сами люди. Я часто сейчас вспоминаю теорию так называемого разбитого окна. Это когда, например, мои же односельчане приезжают из Польши и говорят, что там невозможно выбросить бумажку, потому что там везде чисто, чуть ли не коврики под ногами... А когда у нас разруха, когда человек идет мимо разбитого окна, то ему так и хочется бросить туда окурок. Сейчас слышим замечания и претензии, что вот Донбасс получит какие-то там особые полномочия. Но он уже взял эти полномочия, нас не спрашивая! Там тоже живут украинцы, граждане Украины, которые часто и не по собственной воле оказались с нами по две стороны баррикад. Я не раз возил гайковскую картошку, а эта культура у нас очень хорошо родила, и на Донбасс, и в другие регионы Украины. Общался с простыми людьми, часто так же хлебнувшими горя, как и на западе. Но которые, как и на западе, не мечтали ни о каком сепаратизме и подобных вещах, а хотели жить в украинском государстве. Мы также должны с этим считаться. Власть — это мы, и когда мы это осознаем, то мы изменим и себя. И государство. А децентрализация — шанс, который нельзя потерять. Просто нельзя.
«Нужно было принимать изменения к Конституции мягче»
Михаил Савчук, поселковый председатель Гусятина, член рабочей группы по формированию перспективного плана Тернопольской области:
— Я лично готов работать с общественностью, которую возглавляю, и с теми обществами, которые присоединяются. У нас проблема в том, что областной совет не проголосовал за проект перспективного плана. Думаю, вопросы решат уже на уровне кабмина и ЦИК. Я был на форуме в Киеве в субботу, и президент Украины Петр Порошенко четко сказал, что выборы в нашей области состоятся на новой основе. Децентрализация бюджета уже нам предоставила возможность ремонтировать дороги, делать капитальные вложения и, если мы выжили во времена, когда не имели бюджета, когда все было наверху, то теперь однозначно нам уже легче становится, и я рад, что Верховная рада проголосовала и таким путем нужно идти вперед, не отступать. У нас есть шанс стать европейским государством. Президент сказал на форуме, это его первые слова, что изменения к Конституции больше всего не нравятся Путину, тогда пусть думают те, кто выступает против. Некоторые политические партии настаивают на том, что исчезнет село, но село выживало, как могло, при старой Конституции. Теперь оно не исчезнет, а наоборот — будет жить. Если взять наш райцентр Гусятин, то по 50 тысяч гривен мы максимум собирали налогов. А только на существование самого совета нужно 250, так есть ли логика удерживать старую систему? Однозначно, необходима децентрализация, как в Европе, как в мире. Я недавно приехал из Польши. Смотришь, вокруг государства процветают, а мы кричим, что мы за Украину, боремся за Украину, воюют наши ребята, а хотим принять необходимое решение — сложно, не идет. Крики нам не нужны под парламентом, потому что смотрит мир на это. Нужно было принимать изменения к Конституции мягче. Депутаты, которые за семь лет в нашем областном совете ничего позитивного не сделали для народа, теперь хоть на этом пропиарятся. Мол, они спасают народ. Правда, неизвестно от чего. Нужно конкретные вещи делать. Посмотреть, в каком состоянии дороги, которые принадлежат в данный момент Автодору. Это — прямая вертикаль, потому что они руководят процессом. Но политики митингуют. Работать нужно, а не митинговать. Поэтому я положительно отношусь к тому, что Верховная рада поддержала законопроект о внесении изменений в Конституцию относительно децентрализации. Знаю, что пути иного нет. Поэтому и вышли мы на Майдан, поэтому и полегла Небесная Сотня, и сегодня наши солдаты воюют на востоке, чтобы сохранить целостность Украины, у нас есть только одно спасение — европейская общая семья.
«Это решение принимается под давлением и противника, и союзников»
Екатерина Гандзюк, депутат Херсонского городского совета:
— Местные элиты готовы к чему угодно, в том числе и к предложенному варианту децентрализации. К сожалению, нет никаких социальных лифтов для новой элиты, поэтому снова у нас тасуется колода старых лиц. Они привыкли к тому, что каждый год — новые правила и просто ждут инструкций из Киева. Поэтому есть проблема реализации любых реформ. Какого-то резонанса событий в Херсоне не ожидаю. Здесь многие не понимают, из-за чего шум. И еще прошло очень мало времени, чтобы разобраться в сути принятого в первом чтении законопроекта. Но точно ситуация со взрывами может быть использована в качестве аргумента против массовых собраний. Людей будут пугать, чтобы они не посещали митинги или протесты. Самое грустное во всем этом то, что вряд ли у власти есть другой выбор. Это решение принимается под давлением и противника, и союзников. События в Верховной раде, которые предшествовали столкновениям под ее стенами (блокирование трибуны, отсутствие консолидации в коалиции и широкого обсуждения сути законопроекта, как в Раде, так и в обществе в целом), расцениваю как непременный признак приближающихся выборов. Политическая борьба только обострится, потому что изменения к Конституции еще придется рассматривать во втором чтении. И я думаю, власть найдет необходимые 300 голосов для внесения этих поправок.
«Власть должна продемонстрировать умение кризисной коммуникации с соотечественниками»
Мирослава Лендьел, доктор политологии, проректор УжНУ:
— Изменения в конституцию, которые должны обеспечивать, прежде всего, права и свободы граждан, часто принимаются под воздействием внешних вызовов, как это и складывается в случае Украины, хотя несомненной является и внутренняя необходимость децентрализации, которая не была реализована в мирное время. В то же время, наше общество — не исключительный случай. Подобный процесс прошли, а точнее, проходят Молдова и Грузия. Результативность конституционного реформирования зависит от нескольких обстоятельств: существование политической воли у правящей элиты осуществить этот проект, принимая во внимание, в частности, целесообразность этого шага для сохранения украинской государственности (этот фактор присутствует) и достижения общественного консенсуса или, по крайней мере, попытки его достичь в результате гражданского диалога и «чистоты» соблюдения конституционной процедуры. К сожалению, его не удалось достичь из-за определенного непонимания необходимости постоянного общения с гражданами, которые на протяжении последних двух лет завоевали право на привлечение к принятию важных решений, вполне понятных фобий, вызванных условиями военного времени, существования большого количества политических актеров, порой вооруженных, а порой и навыков, как это делать. Жаль, ведь это формирует благоприятное поле для манипуляций общественным сознанием, провокаций использования насилия, как это произошло в понедельник под стенами Верховной рады. Считаю, что именно в эти дни власть должна продемонстрировать умение кризисной коммуникации с соотечественниками, а конституционалисты еще раз выразить четкую позицию относительно процедуры и содержания изменений.
«Изменения нужны, чтобы реорганизовать государственную вертикаль»
Михаил Третьяк, председатель райсовета Харьковского района:
— Могу сказать, что те цели, которые приводились в качестве аргументов для обоснования данных изменений в Конституцию, могли быть достигнуты и сейчас, с существующими законами. Для того, чтобы дать больше полномочий и финансов местному самоуправлению, не нужно вносить изменения в Конституцию, нужно менять бюджетный кодекс, налоговый кодекс и профильные законы, а не Конституцию. Изменения были нужны, чтоб реорганизовать, поменять, сделать более эффективной или менее влиятельной государственную вертикаль в виде областных и районных администраций на уровне районов или областей. Под названием «децентрализация» имеется ввиду изменение вертикали государственного управления на местах. Если изменения вертикали власти произойдут по польскому принципу, это будет правильно, но у нас всегда очень много «но». И многие считают, что отдавать централизованную власть во время войны не своевременно. С другой стороны, перемены назрели. Руководители местного самоуправления демотивированы что-то делать. У них нет полномочий, финансов, и соответственно, для инициативных, молодых, опытных менеджеров нет стимула что-то менять. Если оставить, как есть, то мы снова получим неэффективных руководителей. У нас есть такая надстройка, как районные и областные администрации, которые дублируются областными и районными советами. Де-факто получается, что на уровне района и области идут две ветки власти, которые между собой постоянно конкурируют. И сейчас главы областных и районных администраций — самые активные участники избирательной компании. Потому что оттого, сколько депутатов они проведут от своих партийных структур, будет зависеть, как они в будущем будут принимать бюджетные программы, которые они же потом и будут исполнять. И в этом есть логика, чтобы убрать из этой вертикали администрации и поставить префекта, который бы просто контролировал правильность принимаемых нормативных документов и качество их исполнения. В этом большой плюс изменений. В Польше орган местного самоуправления распоряжается своими доходами и может их прогнозировать и планировать на ближайшие три-пять лет. Теоретически, мы сможет делать это у себя уже с этого года, после изменения в бюджетном кодексе в начале этого года. Мы еще не знаем правильно или неправильно мы считаем, но уже пытаемся контролировать свои доходы. И если у нас будут префекты, это очень сильно нам поможет и упростит работу.