В понедельник столкновения у здания Верховной Рады унесли жизни трех полицейских и стали тревожным сигналом. Активисты ультранационалистического толка (в первую очередь речь идет о сторонниках ультраправой партии «Свобода») захотели устроить кровавый протест против принятия депутатами конституционной реформы, которая предоставляет расширенную автономию находящимся под контролем пророссийских мятежников сепаратистским зонам. Утвержденный президентом Петром Порошенко закон получил активную поддержку в Европе, но вызывает беспокойство у многих украинцев, которые видят в нем риск распада страны. Как бы то ни было, он был утвержден широким большинством. Однако недавняя вспышка насилия в столице (самая яростная со времен революции на Майдане, которая смела авторитарный и коррумпированный режим пророссийского президента Виктора Януковича в феврале 2014 года) напомнила о хрупкости украинской демократии. Ультраправые представляют собой угрозу, но не могут похвастаться большим влиянием в политике (4% голосов на последних выборах), хотя их связи с организованной преступностью - это реальная проблема с точки зрения общественного порядка.
После 16 месяцев войны, унесшей жизни 6 800 человек, самая большая опасность для оказавшейся на грани банкротства страны заключается в затяжном конфликте невысокой интенсивности, который помешал бы ей провести необходимые для движения в Европу политические и экономические реформы. Вторые минские соглашения между мятежниками и киевскими властями, которые были подписаны в феврале под патронажем Владимира Путина, Ангелы Меркель и Франсуа Олланда, позволили остановить бои, но, несмотря на прекращение огня, на линии фронта каждый день возникают инциденты. К тому же, другие положение договора так и остались на бумаге. Это относится к выводу тяжелого оружия. И политическому процессу. Но хотя Киев сделал шаг навстречу с нынешней конституционной реформой, сепаратисты не желают идти на компромисс.
Российская власть утверждает, что не стремится к аннексии восточных областей Украины, как это было с Крымом в марте 2014 года. Наверное, это действительно так. Из-за экономических санкций и падения цен на нефть у Москвы нет средств для интеграции этих регионов и усиления противостояния с Западом. Париж и Берлин надеются возобновить в ближайшие недели переговоры в рамках «нормандской четверки» (Украина, Россия, Франция и Германия, как на встрече во время церемонии по случаю 70-летия высадки), чтобы выйти из сильнейшего с окончания холодной войны кризиса. Тем не менее, нынешняя подвешенная ситуация перекрывает кислород Киеву, плодит раздражение и ведет к подъему ультраправого национализма. Все это выгодно в первую очередь Кремлю. В результате Владимир Путин может и дальше подрывать будущее Украины, чей суверенитет спустя 25 лет после развала СССР он по-прежнему отказывается признавать, хотя независимость страны получила широчайшую поддержку на референдуме, в том числе и в подконтрольных сегодня мятежникам пророссийских областях.