Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чем грозит Украине провал конституционной реформы

Рост напряженности из-за внесения поправок в конституцию может стоить Киеву поддержки Запада. Но давить на Украину, когда Москва не идет навстречу, тоже глупо.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кровавые столкновения под стенами парламента, в ходе которых погибли трое бойцов Нацгвардии, взаимные обвинения властей и ультраправых политических сил в том, кто несет ответственность за трагедию и, наконец, заявление лидера Радикальной партии Олега Ляшко о выходе из правящей коалиции свидетельствуют о новом уровне политической напряженности на Украине.

Голосование в Верховной раде за президентский проект поправок в Конституцию, касающихся децентрализации власти, показало, насколько сложно будет добиться одобрения этих изменений во втором чтении. Кровавые столкновения под стенами парламента, в ходе которых погибли трое бойцов Нацгвардии, взаимные обвинения властей и ультраправых политических сил в том, кто несет ответственность за трагедию и, наконец, заявление лидера Радикальной партии Олега Ляшко о выходе из правящей коалиции свидетельствуют о новом уровне политической напряженности на Украине.

На кону — отношения Киева с Западом

При этом на кону стоит немало, ведь проведение конституционной реформы — обязательство Киева, зафиксированное в минских договоренностях. На ее именно президентском варианте уже неоднократно и недвусмысленно настаивал Запад, в том числе и Германия. В этом процессе Запад приветствовал каждый шаг в заданном направлении и напоминал украинским властям о необходимости выполнения Минска-2.

При этом акцент в заявлениях и комментариях из западных столиц всегда делался именно на положении об обеспечения особого статуса контролируемых пророссийскими сепаратистами районов Донбасса, напоминает в беседе с DW эксперт по Восточной Европы из берлинского Фонда «Наука и политика» Сюзан Стюарт. То есть именно на том пункте президентского законопроекта, с которым радикально не согласна не только внепарламентская оппозиция ультраправого толка, но и ряд фракций Рады. Помимо Радикальной партии в их числе «Батькивщина», а также большинство депутатов от партии «Самопомощь».

Поэтому если данные поправки в конституцию не будут приняты, цена этого может оказаться слишком высокой, возможно ухудшение отношений Запада с Киевом, говорит Стюарт: «Ведь западная сторона — Германия, Франция и США — ожидает, что конституционная реформа будет проведена именно в том виде, в котором она сейчас предлагается». По словам эксперта, на Западе есть готовность ждать до конца текущего года: «Но я думаю, что в целом на Западе будут исходить из обязательства Киева завершить эту реформу».

Опасность косметических реформ

Опасность для отношений между Киевом и западными странами Стюарт видит также в потенциальном росте недовольства украинского населения политикой властей, которое в перспективе может привести к более массовым протестам в стране. Эксперт также указывает и на еще одну возможную проблему: «Если будет видно, что реформы затягиваются или проводятся только косметически, то это, конечно, может привести к тому, что поддержка Украины со стороны Запада ослабнет».

При этом вину за возможное осложнение ситуации вокруг реформы конституции Сюзан Стюарт возлагает не только на украинских политиков. В то, что дебаты по децентрализации власти в политическом и медийном дискурсе на Украине были, по сути, сведены к вопросу статуса отдельных районов Донбасса, по мнению эксперта, внесли вклад и сами западные лидеры. «Я вижу большую проблему в том, что Запад сильно настаивает на том, чтобы Киев что-то делал, без того, чтобы Россия что-то делала для выполнения минских договоренностей», — отмечает Сюзан Стюарт. При этом она имеет в виду давление, которое Берлин, Париж и Вашингтон, очевидно, оказывали на Киев во время подготовки пакета поправок в конституцию.

«И это при том, что Запад так же должен быть заинтересован в реализации на Украине и остальной части конституционной реформы», — добавляет Стюарт. Впрочем, она отмечает, что глубинная проблема заключается в самом тексте Минска-2: эти договоренности «содержат конкретные обязательства Украины, но не содержат никаких конкретных обязательств России», ведь она не так и не признана стороной конфликта на Донбассе.

«Неразумная» тактика давления

С еще более резкой критикой риторики Запада относительно конституционной реформы на Украине выступил аналитик Германского общества внешней политики (DGAP) Штефан Майстер (Stefan Meister). Оказывать давление на власти в Киеве, по его мнению, «неразумно» именно из-за опасности усиления уже видимых внутриполитических противоречий на Украине.

«Это может даже привести к тому, что позиции партии Петра Порошенко после местных выборов ослабнут, — предостерегает эксперт. — И тогда встанет вопрос, какая сила, кто придет к власти. Это может быть человек гораздо более радикальных взглядов, с которым будет гораздо сложнее продвигать реформы». В то, что конституционная реформа на Украине будет способствовать деэскалации конфликта на Донбассе, Майстер не верит: «Она не решает главную проблему — с Россией. Ведь РФ имеет проблемы не только с Украиной, но и с ролью Запада на всем постсоветском пространстве».

Поэтому, по словам эксперта, Москва «и в дальнейшем будет использовать Восточную Украину, чтобы оказывать давление на Запад, в том числе и на ЕС». Он считает, что для разрешения украинского кризиса нужны переговоры на совершенно другом уровне, с участием в том числе и США: «Чтобы говорить о будущем системы безопасности в Европе, а также экономических и энергетических отношений с Россией. Ведь это и есть вопросы, которые задает Москва».

«Никакого плана Б»


Впрочем, Стефан Майстер признает, что пока у Запада нет «никакого плана Б» взамен Минска-2. И несмотря на свою критику такого положения вещей, добавляет: «То, что должна проводиться децентрализация власти на Украине, является требованием минских соглашений».

Они, по его словам эксперта, будут работать только в том случае, если Донецк и Луганск получат специальный статус в составе Украины. А сработают они в итоге или нет — «это является центральным элементом для разрешения всего кризиса», заключил немецкий эксперт.