Российская экономика погрузилась в рецессию, которая не оставила Кремлю практически никаких возможностей для маневрирования. Валютные резервы России тают, а цены на товары первой необходимости продолжают расти.
В середине 2013 года — еще до аннексии Крыма и военной кампании на востоке Украины, до введения западных санкций в ответ на эти шаги России и резкого падения мировых цен на нефть, которое началось в июне 2014 года — российский рубль торговался на отметке немногим больше 30 по отношению к американскому доллару. На прошлой неделе его курс упал до 72 рублей за доллар — примерно такого же уровня он достиг в конце января, на пике опасений вокруг финансового положения России.
С тех пор рубль несколько укрепился и теперь торгуется на уровне 66 рублей за доллар, что стало отражением кратковременного повышения мировых цен на нефть, которое продолжалось в течение последних пяти дней и которое уже идет на убыль. Учитывая то, что за прошедший год цены на нефть снизились в два раза, основы российской экономики остаются довольно хрупкими.
Ранее в этом году, когда курс рубля резко упал, правительство вмешалось и потратило весьма значительные средства на то, чтобы предотвратить его дальнейшее падение. По данным правительства, за последние два года валютные резервы России сократились на 157 миллиардов долларов — это примерно треть всех запасов.
В настоящий момент Кремль, по всей видимости, позволяет курсу рубля меняться более свободно, и, по мнению некоторых аналитиков, любое снижение цен на нефть в будущем может привести к еще большему снижению курса российской валюты по сравнению с январем.
«Если вы посмотрите на колебания курса российской валюты, вы поймете, что они довольно точно повторяют колебания цены на нефть», — сказал Джефф Мэнкофф (Jeff Mankoff), заместитель директора программы по изучению России и Евразии в Центре стратегических и международных исследований, в интервью VICE News.
Прибыль от контрактов на продажу нефти, которые обычно заключаются в долларах, составляет примерно 50% доходов российского государства. В теории, если цена на нефть останется относительно неизменной, более слабая национальная валюта может обернуться ростом рублевых доходов для экспортеров, среди которых самым крупным сегментом являются поставщики нефти. Поэтому то, что Кремль позволил курсу рубля резко снизиться, позволило некоторым поставщикам энергоресурсов увеличить свои доходы, если считать их в рублях.
Однако во втором квартале 2015 года экономика страны сократилась на 4,6%, и важнейшим фактором в данном случае стало именно падение мировых цен на нефть. Что немаловажно, это в значительной мере затруднило широко разрекламированный поворот России к Китаю как к экспортному рынку для реализации энергетических проектов, поскольку китайская экономика в настоящий момент тоже переживает спад.
«Вполне возможно, что если цены на нефть долго будут на низком уровне, то будет некоторое снижение добычи, как это было раньше», — сказал вице-премьер Аркадий Дворкович во вторник, 1 сентября, как сообщает российское информационное агентство ИТАР-ТАСС. Однако, как он отметил, никаких серьезных спадов не ожидается, что отчасти объясняется огромными издержками, которые повлечет за собой заморозка и последующая разморозка месторождений.
В мае 2014 года российский энергетический гигант «Газпром» и китайская компания CNPC подписали масштабный 30-летний контракт на поставки газа в Китай общей стоимостью в 400 миллиардов долларов. В тот момент цена на газ составляла 350 долларов за тысячу кубических метров. В августе «Газпром» прогнозировал, что его средняя экспортная цена будет в районе 235-242 долларов — это гораздо ниже первоначальной цены на природный газ. Представители компании признали, что в этом контракте не был прописан минимальный уровень цен, как сообщает издание Financial Times, при этом некоторые аналитики считают, что цена на газ может снизиться до 175 долларов за тысячу кубических метров. Такая цена обернется для России огромными денежными потерями.
«Китайцы снова доказали, что они чрезвычайно упрямые переговорщики, — отметил Марк Галеотти (Mark Galeotti), профессор Нью-Йоркского университета и эксперт по России. — В каком-то смысле Россия сейчас находится в положении человека, отправляющегося к ростовщику: у вас есть фамильное серебро, вы знаете, что не получите за него хорошие деньги, но деньги нужны вам прямо сейчас».
Мировой спрос на нефть начал отставать от предложения, что привело к резким сокращениям доходов стран-производителей нефти. Несмотря на просьбы таких своих членов, как Венесуэла и Иран, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) пока отказалась сократить объемы добычи ради стабилизации цен, и главную роль в принятии этого решения сыграла Саудовская Аравия, которая стремится сохранить за собой свою долю рынка.
Россия, которая не является членом ОПЕК, но которая настаивала на сотрудничестве, в настоящий момент добывает примерно 10,7 миллиона баррелей в день.
По словам Галеотти, тех, кто пострадал в результате рецессии в России, можно разделить на три группы: сверхбогатые и сверхвлиятельные, многим из которых удалось сохранить свои активы, переведя их за границу; средний класс и предприниматели, которым стало гораздо сложнее получать кредиты в банках; обыкновенные россияне, для которых повышение цен на товары первой необходимости превратилось в постоянную проблему и которые в большинстве своем теперь не могут позволить себе путешествовать за границей.
Согласно данным правительства, сегодня средняя заработная плата в России составляет всего 500 долларов — это в два раза меньше, чем в прошлом году. На санкции Запада Россия ответила запретом многих западных товаров, постаравшись заменить их товарами отечественного производства или товарами, произведенными в бывших советских республиках, чьи валюты повторяют траекторию движения курса рубля, однако цены продолжают расти практически во всех секторах. Центробанк России сообщил, что во втором квартале 2015 года покупательская способность россиян снизилась более чем на 8% по сравнению с тем же периодом 2014 года.
«Там, где некогда продавались фрукты из Испании или какой-то другой западной страны, теперь продаются фрукты из Азербайджана, — пояснил Галеотти. — Если включить канал RT, вам подробно расскажут, как это замечательно. Однако в том, насколько россияне могут рассчитывать на импортозамещение, существуют определенные ограничения».
С начала 2015 года объем розничных продаж снизился на 8%. Как показывают результаты аналитических исследований, цены на одежду и обувь могут скоро вырасти на 20%, что еще больше снизит покупательскую способность населения.
По мнению Анастасии Несветайловой, директора Исследовательского центра политической экономии Лондонского городского университета, спад экономической активности и снижение курса рубля будут способствовать тому, что эти проблемы сохранятся и в будущем.
«Это будет длительная рецессия, сравнимая с рецессией конца 1980-х и конца 1990-х годов: в данном случае речь идет не о кризисе, который вызван исключительно внешними факторами, речь идет о кризисе всей модели производства», — отметила Несветайлова. — Это кризис экономики, которая слишком сильно зависит от импорта, и это кризис коррумпированной системы управления, чрезмерно зависимой от воли государства».
Российские власти уже объявили о том, что в скором времени зарплаты государственных служащих будут урезаны и заморожены. В июле Путин подписал указ, согласно которому правоохранительные органы будут сокращены на 10%. Между тем, на фоне войны на Украине и дипломатических трений в отношениях с Западом повсеместные сокращения финансирования не коснулись военного бюджета: с 2010 по 2014 год оборонный бюджет России увеличился практически на 40% в долларовом эквиваленте. Некоторые аналитики сейчас сомневаются в том, что Россия может позволить себе такие расходы в нынешних обстоятельствах.
Несмотря на стремительное снижение уровня благосостояния россиян, рейтинги президента России Владимира Путина остаются высокими. Время от времени поступают сообщения об отдельных стихийных забастовках и протестах в связи с сокращениями зарплаты, однако, по мнению экспертов, они не смогут перерасти в организованное оппозиционное движение.
«Люди жалуются на инфляцию, они замечают рост цен, однако в целом речь о ситуации, в которой общественные группы были бы готовы к решительным действиям, не идет», — отметила Несветайлова.
Как показывает большое число видеороликов, в которых активисты уничтожают импортные продукты питания, некоторые россияне до сих пор искренне верят в то, что во всех бедах России виноваты иностранцы.
В одном из самых популярных видеороликов бывшая рок-звезда Стас Барецкий, одетый в красный пиджак невообразимых размеров, ходит по одному из супермаркетов французской сети, объясняя людям, что он является министром культуры казачьего союза.
Барецкий ищет на полках этого супермаркета товары иностранного производства. В какой-то момент он берет банку рыбных консервов.
«Goldfish — это что, русская фирма? — спрашивает он. — Что-то не похоже».
В другой момент Барецкий находит банку пива, произведенного не в России, и спрашивает работника зала, почему это пиво стоит на самом видном месте. Он берет банку, прокусывает ее и разрывает, заливая пивом все вокруг.
Однако даже самые благие начинания российских националистов не могут изменить тот факт, что Россия нуждается в иностранных инвестициях. В то время как санкции в значительной степени ограничили доступ к иностранному капиталу для российского бизнеса, Россия продолжает налаживать отношения с Китаем, рассматривая его как важнейший рынок для ее природных ресурсов. После того как Запад ввел санкции против Москвы, российские чиновники считают эти отношения жизненно важными.
По словам чиновников Кремля, Путин обсудит сотрудничество в области энергетики и возможность заключения новой газовой сделки с президентом Китая Си Цзиньпином (Xi Jinping) во время их встречи в Пекине после торжественных мероприятий в честь 70-летнего юбилея победы над Японией по Второй мировой войне. Россия может попытаться назначить более высокую цену, однако, если судить по прежним переговорам и контрактам, китайцы не захотят уступать. Столкнувшись с серьезными проблемами на собственном фондовом рынке и стремительно замедляющимся ростом, Китай вряд ли захочет подписывать другое соглашение и вкладывать дополнительные средства в российские энергетические проекты.
«Бытовало мнение, что Китай — это бездонный источник денег, но даже в те времена, когда его экономика быстро развивалась, китайский бизнес и правительство настороженно относились к России и понимали, что там существует множество рисков», — пояснил Галеотти.
Сделав такую серьезную ставку на Восток, Россия может остаться ни с чем.
«Экономический рост Китая замедляется — и это не короткий эпизод, это долгосрочная тенденция, — объяснила Несветайлова. — Оказалось, что во всех этих переговорах китайцам больше всего нравилась церемониальная сторона. Они подписывают соглашения и улыбаются на камеру, но в практических вопросах они крайне проницательны и рассудительны, и они никогда не давали России то, чего она хочет».