Приуроченное к 70-летию победы над Японией мероприятие, которое проходит в Пекине 3 сентября, полно лжи, основанной на искажении истории. И лидер КНР Си Цзиньпин, который проводит мероприятие, и президент Южной Кореи Пак Кын Хе, которая принимает в нем участие, занимаются фальсификацией.
Коммунистическая партия Китая не принимала участия в антияпонской войне. Однако она фальсифицирует победу и говорит, что будет праздновать ее 70-летие. Более того, по площади пройдут 12 тысяч солдат, танки, ракеты, пролетят военные самолеты. По слухам, 84% вооружений, которые будут показаны на параде, — оружие китайского производства, которое будет открыто публике впервые. Если это так, то это не празднование победы над Японией, а демонстрация военной мощи.
Неприемлемо и даже печально то, что генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и президент Южной Кореи Пак Кын Хе будут присутствовать на военном параде, который проводит страна, которая пытается за счет силы изменить статус-кво в Южно и Восточно-Китайском море. РК не воевала против Японии. Она находилась под ее контролем. 240 тысяч корейских солдат служили в японской армии. Своим присутствием на параде президент Пак Кын Хе выразит свое уважение китайским войскам, которые воевали против Южной Кореи в Корейской войне. Удовлетворены ли корейцы такой позицией своего президента? Более того, участие президента в мероприятии допускает расширение военной мощи Китая.
В самой РК к сближению страны с Китаем относятся по-разному. Большинство корейцев выступают против того, чтобы их страна оказалась под влиянием Китая. При этом они считают, что Южная Корея зависит от Китая в экономической сфере, а от США — в сфере безопасности. Они не намерены ухудшать отношения с США. Между тем, в СМИ и на интернет-форумах часто обсуждают опасения, связанные с тем, что администрация Пак становится все более прокитайской.
РК не может противиться воле Китая
Доля Китая от общего объема корейского экспорта составляет 26,1%. Импорта — 16,1%. Южная Корея экспортирует в Китай намного больше, чем в Японию и США вместе взятых (на них, по данным 2013 года, приходится 17,3%). Доля торговли в ВВП крайне велика — 81,2% (данные на 2014 год).
Кроме того, в последнее время Южная Корея не может противостоять Китаю в сфере политики и безопасности. Типичный пример — участие корейского лидера в праздновании победы над Японией. Сообщалось, что президент Пак, думая об отношениях с Вашингтоном, сомневалась, стоит ли ехать на мероприятие, однако в конце концов проигнорировала предупреждения США и приняла приглашение Си Цзиньпина.
Когда США хотели предложить Южной Корее зенитно-ракетный комплекс Thaad, Китай ответил жестким протестом, поскольку эти ракеты могли быть направлены на его территорию. В результате Южная Корея сделала так, как того потребовал Китай. В марте этого года РК, несмотря на протесты Вашингтона, также присоединилась к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ).
В ходе саммита АТЭС, который прошел в Пекине в ноябре прошлого года, Си Цзиньпин в течение 25 минут говорил с премьер-министром Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe), пусть и с недовольным выражением лица. Говорят, что это шокировало Южную Корею. В июне состоялось празднование 50-летия установления дипломатических отношений между Японией и РК. Тогда президент Пак Кын Хе выразила желание не касаться проблем исторического восприятия, а также политических и дипломатических тем, что положительно сказалось на корейско-японских отношениях. Также РК и КНР сдержанно отреагировали на приуроченное к окончанию войны послание Абэ, которое было опубликовано 14 августа.
Несмотря на это, 2 сентября президент Пак проведет переговоры со своим китайским коллегой, а 4 сентября посетит совместную корейско-китайскую антияпонскую церемонию. Церемония пройдет в мемориальном зале, построенном в память о Временном правительстве Республики Корея, которое было сформировано в 1919 году.
Нарушение баланса сил
При рассмотрении вопроса безопасности восточной Азии становится ясно, что Южная Корея пытается балансировать между такими сверхдержавами, как США, Россия и Япония. При этом следует учитывать то, что в долгосрочной перспективе РК окажется под крылом Китая. Южная Корея ведет себя приветливо и с США, и с Китаем, однако, по всей видимости, она взяла курс на КНР.
20 августа произошел новый скачок напряжения в отношениях между севером и югом. Ради разрешения кризиса прошли двусторонние переговоры. 25 августа переговоры завершились уступками со стороны КНДР. Считается, что президент Пак продавила Северную Корею, однако за этим успехом стоит давление на КНДР и гарантии югу со стороны Китая.
При этом сообщается, что Китай, опасающийся развала северокорейской политической системы, стянул к границе с КНДР войска — все для того, чтобы сдерживать возможных беженцев.
Китай и Южная Корея близки к тому, чтобы прийти к союзническим отношениям. Предполагается, что Китай поддержит именно южнокорейскую сторону при объединении Корейского полуострова. В случае военного конфликта между севером и югом американские войска, которые базируются в Южной Корее, окажут помощь своему союзнику. Если же объединение Корейского полуострова будет осуществляться силами РК, Пекин и Сеул, скорее всего, потребуют, чтобы американские войска покинули страну. Если это произойдет, Корейский полуостров окажется во власти КНР.
Южная Корея не стремится к сотрудничеству с США и Японией в сфере безопасности. Также она вообще не критикует вероломные действия Китая в Южно-Китайском море. Если Япония и США не вобьют клин в китайско-корейский союз, в северо-восточной Азии нарушится баланс сил.
Автор — президент исследовательского института мира и безопасности.