Когда варвары приблизились к Пальмире, мы вздрогнули.
Когда они взяли Пальмиру, мы пришли в ужас.
Когда они взорвали храм Баалшамина, мы возмутились.
Когда они убивали, жгли, резали и рубили головы, мы вопили.
Когда они казнили 82-летнего директора сирийских музеев Халида Асаада, мы пролили слезы.
Но что конкретно мы сделали? Пошевелили ли хоть пальцем? Увы! Мы пришли в ступор при виде безудержного насилия. Как загипнотизированная взглядом змеи птица. Она уже смирилась. И змее это известно.
Они все просчитали. В конце концов, Пальмира далеко от Парижа, Лондона и Берлина. Много километров и много столетий. Чтобы понять и полюбить Пальмиру, нужно иметь за плечами культурный багаж, интересоваться искусством, литературой, греко-римской историей. В этом-то и суть проблемы. Наши друзья-«республиканцы» пытаются убедить нас, что мир возник в 1789 или даже 1793 году (тогда ведь мы тоже рубили головы, так чего тут стесняться?). Раньше был потоп. Хотя нет, не совсем. Был Коран.
Далеко идти за примером не нужно. Возьмите хотя бы Алена Жюппе (Alain Juppé), который, судя по всему, сейчас метит в президенты. Так вот, этот получивший степень по классической литературе человек, который еще совсем недавно слезно причитал об угрозе для традиционных гуманитарных наук, сейчас поддерживает предложения по школе министра Валло-Белкасем (Najat Vallaud-Belkacem). А нам прекрасно известно, что она уготовила урокам древних языков: окончательное решение. Такой поворот явно не сулит нам ничего хорошего. Ведь даже «лучший из нас» как-то заявил по телевидению, что всем стоит срочно заняться чтением... Вергилия? А вот и нет: Корана. То есть, бросайте Вергилия (если еще этого не сделали) и бегите за Кораном.
Франсуа Олланд — еще один чистейший продукт школы госуправления, которая дает нам будущую «элиту». С ним все иначе (хотя не сказать, что бы сильно). Если его скороспелый преемник ошибся с книгой, сам он перепутал противника. Пальмира захвачена и стала городом-мучеником. Так, что же, вперед на ИГ? Ни за что не поверите: главное — «нейтрализовать Башара». Нейтрализовать, какой красивый эвфемизм для «ликвидировать». Кстати, ИГ тоже этого хочет. Понимайте, как хотите.
Ну, а что говорит Франция во всем этом деле? Франция спит, не будите ее. Кораблям крестоносцев пришли на смену круизные лайнеры. И у нас такие прекрасные капитаны...