Пекин, парад, партнер...
«С учетом китайской финансовой мощи и общей структуры экономики, в двусторонних отношениях, а также в крупных многополярных проектах Россия может занимать исключительно место младшего партнера» (Neue Zuercher Zeitung, 3.09). С точки зрения редакции, это серьезная проблема, так как китайские фирмы, проводящие активную экспансию на новые рынки, в том числе в соседнюю Россию, не готовы брать на себя непропорциональный риск и ответственность. По этой причине китайские банки воздерживаются от расширенного фондирования китайско-российских проектов, а российский газовый гигант «Газпром» борется за новые контракты на поставку природного сырья.
Как известно, Китай — жесткий партнер. В экономической сфере давление растет с обеих сторон, так как и одно, и другое государство боятся пойти на слишком большие уступки под давлением другой стороны.
«Ранее Москва возлагала большие надежды на китайскую ось. После эскалации в прошлом году кризиса на Украине и введения Западом санкций, Россия видела в Китае партнера по созданию многополярного мира совместно с другими экономически сильными государствами». Однако довольно быстро Москва убедилась, что «Пекин не готов пойти на открытую ломку отношений с Вашингтоном», — считает издание.
Китайский марафон Газпрома
Владимир Путин находится в Китае с деловым визитом (Neue Zuercher Zeitung, 2.09). Так заведено, что в ходе визита подписываются серьезные договоры, которых по случаю китайско-российского саммита заготовлено порядка 30. Наблюдатели ожидают, что в ходе настоящего визита российского президента будет заключен и важнейший для Газпрома договор о продлении нитки газопровода от тихоокеанского порта Владивосток до пределов Китая.
Тем не менее существуют некие не преданные широкой огласке обстоятельства: в начале прошлого года Пекин достиг принципиальной договоренности с Газпромом о поставке нефти из района новых восточносибирских месторождений. «Осенью того же года пришло оповещение о другом нефтяном поле в Западной Сибири, которое также будет задействовано в поставках Китаю через Алтайский хребет».
И если в Восточной Сибири особых проблем не возникает, то Алтайский проект может быть признан нерентабельным из-за сложных переговоров с китайцами. Те, в свою очередь, знают, насколько важен для Кремля политический успех на данном направлении. В то же время низкая цена на нефть вызывает вопросы в оценке проектов по поставкам — на этот раз у Сбербанка. Согласно его расчетам, при цене на нефть ниже 90 долларов за баррель эксплуатация нефтяных вышек и трубопроводов в Восточной Сибири становится убыточной.
Наконец, Газпрому не стоит сильно заблуждаться по поводу своего отчета о прибылях и убытках. В опубликованном в начале недели документе газовый концерн заявил о сверхприбыли в размере 50%, доходящей до 10,3 миллиарда долларов. На самом деле здесь скрывается выгода от курсовой разницы валют, в которых велись расчеты, считает газета.
Аэрофлот идет на взлет
«Самая большая в мире страна создала доминирующего на рынке государственного авиаперевозчика» (Neue Zuercher Zeitung, 3.09). Российская компания «Аэрофлот» поглотила своего «злейшего» конкурента — частную компанию «Трансаэро», ставшую банкротом. «Российский авиационный рынок провалился глубоко вниз». Согласно имеющейся информации, национальный перевозчик России получит около 75% акций Трансаэро в обмен на символическую плату в 1 руб.
«В самой большой на планете стране, население которой зависит от организации многочисленных и дешевых рейсов, произошло сокращение коммерческого предложения со стороны авиакомпаний и снижение уровня ценовой конкуренции», — пишет газета. За прошедшие полгода чистый долг Трансаэро составил около 8,6 миллиарда рублей (128 миллионов долларов), что в девять раз превышает его операционную прибыль. Компания начала свою деятельность в начале девяностых на чартерном рынке, а потом поднялась до второго места после созданного в советскую эпоху Аэрофлота. Также и третья по величине компания на авиационном рынке ЮТэйр столкнулась с серьезными финансовыми проблемами, заключает редакция.
«Основные проблемы российских авиаперевозчиков связаны со структурой доходной части. Так как большинство россиян летают внутри страны, а не бронируют доходные для авиаперевозчиков международные направления, компании вынуждены нести существенные финансовые затраты в валюте — главным образом, за лизинг иностранных крылатых машин». Разразившийся кризис и упавший курс рубля и являются основными причинами краха ранее весьма напористого на рынке воздушных перевозок Трансаэро.
Российский интернет строгого режима
В России вступает в силу спорный закон о контроле над российским интернет-пространством (Giornale del Popolo, 1.09). «Теоретически крупнейшие международные игроки — такие как Google (Gmail), Twitter, Facebook и Microsoft (владелец Skype) должны также действовать в соответствии с новыми правилами, то есть иметь сервер на территории России, подобно местным организациям — Yandex, Mail. ru или Vkontakte».
Российские власти представляют авторов закона поборниками сохранения тайны личных данных, но, согласно оппозиционерам, сделан еще один шаг в сторону ужесточения государственного контроля над российским сегментом интернета, что в свою очередь отрицательно повлияет на развитие демократии и интернет-пространства в России, резюмирует издание.
Владимир Путин не Чак Норрис?
«Мы уже привыкли к образу президента России, охотящегося на тигров, ловящего щук, плавающего с дельфинами и блистающего в спортивных соревнованиях на татами. Новый видеоролик, выложенный в сеть, подрывает этот образ Чак Норриса от большой политики» (Le Matin, 2.09). Владимир Путин выполняет тут комплексные упражнения на тренажере для верхней части тела, а потом, в компании Дмитрия Медведева, решает пожарить себе отбивную на гриле. Но не хватает, с точки зрения газеты, «правильного выражения лица, передающего напряжение момента».
Генеральный директор системы фитнес-центров Let’s Go считает, что «столкнись Владимир Путин с Франсуа Олландом, он бы ему славно надавал!» Тренер восхищается тем, что президент России не только катается на лыжах, занимается бодибилдингом, но и дзюдо. А сотрудник университета Лозанны Джианни Хавер заявляет, что Владимир Путин, скорее, умеет просто выгодно «подать» себя, но россиян он все равно не оставляет равнодушными. Им это нравится. С точки зрения швейцарского социолога, Владимир Путин придерживается традиции политического образа, заложенного Бенито Муссолини: он тоже любил предстать «катающимся на лыжах, занимающимся теннисом и скачущим верхом».