Настойчивые попытки японского премьер-министра Синдзо Абэ, направленные на улучшение отношений с Москвой, остаются безрезультатными, тогда как раскол между обеими сторонами становится все более глубоким по целому ряду ключевых вопросов. Хотя споры по поводу Южно-Курильских островов (в Японии их называют Северными территориями) часто не получают такого же внимания, как территориальные разборки с Китаем и с Южной Кореей, Токио, тем не менее, вовлечен в продолжающийся семь десятилетий конфликт с Москвой по поводу суверенитета этих островов. Абэ беспокоят все более тесные связи России с Китаем, о чем свидетельствует их совместные военно-морские учения, проводившиеся в прошлом месяце в Японском море.
Желание Абэ решить спор по поводу Курильских островов и расширить связи с Россией, способной стать еще более крупным поставщиком энергоносителей для Японии, побудило его предпринять дипломатическое наступление сразу после прихода к власти в конце 2012 года. Он более 10-ти раз встречался с российским президентом Владимиром Путиным и даже предпринял рискованный шаг, посетив церемонию открытия Олимпийских Игр в Сочи (остальные лидеры группы G7 бойкотировали это мероприятие). Российская аннексия Крыма и ее продолжающееся вмешательство в конфликт на востоке Украины осложнили дипломатические пути для Абэ. Он оказался перед выбором — либо спасать свою политику в отношении России, либо занять твердую позицию вместе с международным сообществом, и особенно вместе со своим союзником Вашингтоном.
Что касается дипломатических инициатив Абэ, то существовала надежда на то, что Япония и Россия в конечном итоге смогут разрешить свой территориальный спор, подписать мирныйдоговор и тем самым положить конец враждебным отношениям, продолжающимся с момента окончания Второй мировой войны. Однако отношения между Россией и Японией стремительно ухудшаются в результате введения Японией санкций в отношении России из-за ее роли в конфликте на Украине. Токио вынужден притормозить реализацию проектов с Россией, а также отложить давно запланированный визит Путина, который должен был состояться в конце этого года
Прагматические усилия Абэ, направленные на сближение с Россией, пошли прахом. Что касается неразрешенного вопроса относительно Курильских островов, то стороны не продвинулись вперед в поисках компромиссного решения. Официальная политика Японии остается неизменной относительно всех четырех южных островах, то есть островов Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан. Неофициально Токио изучает потенциальные компромиссы, в том числе возможность раздельного управления этими островами или отказа от обсуждения их суверенитета в обозримом будущем. Хотя Россия на начальном этапе конфликта рассматривала вопрос о разделении островов, в последнее время Москва не демонстрирует никакого желания вернуть эти территории Японии.
Напряженность в территориальном споре возросла после того, как российский премьер-министр Дмитрий Медведев в августе этого года посетил остров Итуруп. Он отверг осуждение Японией этого визита и заявил: «Так было и так будет». Медведев не в первый раз раздражает Японию в связи со спорными островами — он уже несколько раз посещал Курилы и заявлял о желании Москвы инвестировать средства в развитие инфраструктуры и в строительство военных объектов на этих островах.
Помимо территориального спора и напряженности по поводу Украины, беспокойство у администрации Абэ вызывает все более тесные отношения Путина с председателем КНР Си Цзиньпином. Путин планирует присутствовать 3 сентября на церемонии в Пекине по случаю 70-ой годовщины победы над императорской Японией.
Представители многих враждебно настроенных по отношению к интересам Соединенных Штатов стран — в том числе Судана, Северной Кореи и Венесуэлы — также намерены присутствовать на торжествах в Пекине. Большая часть союзников Соединенных Штатов, за исключением Южной Кореи, отказались принять приглашение Китая — они опасаются того, что это мероприятие с запланированным масштабным военным парадом станет мощной демонстрацией возросшей военной мощи Пекина.
Россия расширяет свое военное сотрудничество с Китаем, и совсем недавно закончились важные двусторонние военно-морские учения в Японском море. В этих маневрах, проходивших как раз "в заднем дворе Японии", участвовали 22 корабля, 20 самолетов, 40 единиц бронетехники и более 500 военнослужащих. Впервые Пекин участвовал в военных играх так близко от Японии — это недвусмысленное послание в адрес Токио и Вашингтона относительно того, что Китай не так легко запугать в территориальном споре по поводу расположенных в Южно-Китайском море островов Дяоюйдао (или Сенкаку).
Москва и Китай укрепляют свои связи и приближают их к уровню стратегического сотрудничества. Они готовы завершить подписание сделки на сумму в 400 миллиардов долларов, которая была заключена в прошлом году относительно поставок Россией в течение 30 лет увеличенных объемов природного газа. Несмотря на наличие противоречий по некоторым вопросам, Москва и Пекин стремятся выделить в отдельную категорию из общего контекста свои спорные вопросы и зоны соперничества в Центральной Азии.
Все эти факторы свидетельствуют о том, что отношения Японии с Россией должны быть более взвешенными, а ожидания — более умеренными. Крупное соглашение или политика компромиссов между этими двумя странами представляются маловероятными, особенно с учетом враждебной позиции Москвы в отношении Соединенных Штатов. Токио должен отказаться — по крайней мере, в настоящее время — от идеи относительно того, что он может перевернуть страницу с Россией и создать новую основу для отношений между двумя странами.
Выраженные в этой статье взгляды автора являются его собственными и не обязательно отражают редакционную политику телеканала Al Jazeera America.