Наконец-то европейские организации начали солидарно разрабатывать долгосрочную стратегию реагирования на неконтролируемую миграцию. Возможно, что уже в ближайшее время мы узнаем, в чем заключается новый европейский миграционный проект.
Человеческая трагедия, развернувшаяся у дверей Евросоюза, затронула самые различные виды миграции. Это люди, бежавшие из стран, охваченных гражданской войной, это и экономическая миграция, когда граждане, уставшие от нищеты, стремятся покинуть родину в поисках лучшей доли.
Новизна нынешней волны мигрантов заключается в том, что она приобрела неконтролируемый характер и угрожает безопасности Европы. Похоже, что европейская миграционная политика, принятая в 1985 году, потерпела крах.
С принятием Шенгенского соглашения (1985-1990 гг.) и последующим его расширением, согласно Дублинскому соглашению (1990-2003 гг.), европейское сообщество возвело настоящий железный барьер против внешней миграции. В первую очередь, это касается трудовой миграции, когда граждане из стран, не входящих в Евросоюз, были лишены возможности для легального трудоустройства. Кое—какие послабления остались лишь для тех лиц, которые въезжают для воссоединения семьи. Резко сократилось число лиц, которым предоставляется статус беженца и, следовательно, право на убежище. Кроме того в 2003 году были внесены изменения в порядок предоставления убежища, согласно нововведению, прошение надо подавать в стране въезда в Европу, а не конечного назначения.
Вместе с тем, за последние 30 лет значительно увеличилось число мигрантов, устремившихся в Европу. Европейское руководство посчитало, что структурные проблемы демографического и геоэкономического характера можно решить только полицейскими мерами, именно на этом сейчас сконцентрировано внимание европейского сообщества. Евросоюз, впервые за время своего существование, подвергся одновременному массированному наступлению беженцев и экономических мигрантов, и остается только гадать, сумеет ли устоять под их натиском заградительная стена европейской империи. Большинство европейских стран из-за экономического кризиса не хотят пускать на свою территорию новых мигрантов, а также всячески противодействуют их легализации. Ряд стран ограничили права и свободное перемещение рабочей силы.
Общественное мнение крайне негативно настроено в отношении мигрантов, в то время как сотни тысяч отчаявшихся людей скопились на границе, подвергая свои жизни смертельной опасности.
Шенгенские и Дублинские соглашения постепенно дают трещину. Как заявила канцлер Германии Меркель во время посещения лагеря беженцев — необходимо полностью пересмотреть миграционную политику.
Интересно только узнать в какую сторону?
Последние годы характеризуются усилением тенденции ренационализации миграционной политики, отсутствием управления миграционными потоками, которые приобрели континентальный характер. Страны еврозоны, где ВВП один их самых высоких в мире, отказываются принять несколько тысяч беженцев с затонувших судов.
Ренационализация управления финансовыми потоками, которую Британия возвела в ранг государственной политики, является даже более вредной, чем нынешняя беспомощность властей. Она иррациональна, так как не учитывает всю сложность миграционных явлений.
Политика сдерживания, проводимая европейскими странами в течение последних 30 лет, привела к нынешней взрывоопасной ситуации. Надо было не накапливать проблемы, а решать, в том числе путем увеличения экономической помощи странам не входящим в ЕС для снятия социальной напряженности среди населения.
Сегодняшний Евросоюз, отгородившийся от своих нищих соседей, нарушает основополагающее право человека — право на свободное передвижение в мире. Нынешнюю ситуацию отягощает демографический взрыв в африканских странах к югу от Сахары, высоким уровнем безработицы среди молодежи.
Сейчас ни одно европейское государство не может само по себе справиться с этими вызовами. Только общая политика, которая учитывает исторические особенности и экономические интересы каждого заинтересованного государства, может обеспечить решение миграционного кризиса в Европе.
В противном случае, Евросоюз будет реагировать на нынешние миграционные процессы путем хаотической милитаризации границ. Поэтому очень важно, чтобы европейские институциональные учреждения начали совместную разработку управления миграционными процессами, рассчитанную на долгосрочную перспективу.
Такая стратегия могла бы стать основой для повторной ренационализации европейского проекта.
Следует учредить наряду с существующим видом на жительство в странах еврозоны, еще один документ, который бы давал право приезжать трудовым мигрантам в зависимости от потребности принимающего государства. Такой документ не должен давать автоматического права на воссоединение семьи, но в то же время мог бы адекватно реагировать на неудовлетворенный иммиграционный спрос.
Одновременно, необходимо разработать единую европейскую политику сотрудничества с учетом национальных интересов каждой страны. Это даст возможность увеличить долю бюджета ЕС на оказание финансовой помощи предпринимателям, защиту окружающей среды. Следует также пересмотреть правила предоставления политического убежища и ужесточить борьбу с мафией, занимающейся торговлей людьми, имея для этого мандат ООН.
Кроме того, необходимо усилить роль общественных объединений, муниципалитетов и общин в приеме беженцев.
Вот те основные направления деятельности, где Евросоюзу необходимо сосредоточить свои усилия для реформирования устаревшей миграционной системы. Ведь именно она несет ответственность за нынешнюю трагедию. Пора понять, что для Европы в XXI веке мигранты не представляют военной угрозы.
Сами Наир — профессор политологии международного университета Андалузии