В ситуации тонущей отечественной экономики российские лидеры могут использовать конфликт в соседней стране, чтобы переключить внимание граждан на очередную «патриотическую деятельность».
В то время как Европейский Союз переживает сложный гуманитарный кризис, Москва решила расширить свою юрисдикцию на регионы Восточной Украины, занятые пророссийскими сепаратистами. Некоторые из внутренних проблем самопровозглашенных республик Донецка и Луганска отныне будут решаться российскими властями.
Такое заявление было сделано председателем Следственного комитета России Александром Бастрыкиным, который подчеркнул, что речь идет об «ответе на нарушение прав населения юго-востока Украины».
Несмотря на то, что в данный момент в этом регионе вооруженный конфликт между пророссийскими сепаратистами и правительством Киева практически заморожен, Бастрыкин считает, что там имеет место «не что иное, как геноцид русскоязычного населения».
Глава СКР — известный среди прочих «подвигов» тем, что в лесу угрожал одному российскому журналисту «отрезать голову и отрубить ноги» — основывает свое решение на проведенных его комитетом расследованиях, которые приписывают украинским военным серьезные военные преступления.
«Мы просто не можем оставаться в стороне, поскольку данные преступления связаны с нарушением общепризнанных норм и принципов международного права, в том числе Женевских конвенций 1949 года, а также международных минских обязательств, предусматривающих отвод с сентября 2014 года тяжелого вооружения на 15 километров от линии фронта, а также запрет на применение всех видов оружия и ведение наступательных действий, то есть носят характер военных преступлений против мира и безопасности человечества», — добавил он.
«... Следствием совместно с представителями других подразделений центрального аппарата детально проработан вопрос юрисдикции Российской Федерации в отношении расследования данных деяний», — заявил Бастрыкин.
Кризис на Украине продолжается, а минский процесс по урегулированию конфликта между сепаратистами и центральным правительством уже давно застыл на месте, в результате чего сложилась ситуация, которая не является ни войной, ни миром, отмеченная спорадическими нарушениями договора о прекращении огня. В середине августа лидеры Франции и Германии, Франсуа Олланд и Ангела Меркель, попытались дать новый импульс мирному процессу, посоветовав президенту Украины Петро Порошенко осуществить конституционные реформы по децентрализации власти в стране.
Украинские ультраправые движения обвинили Порошенко в уступках сепаратистам и провели в Киеве демонстрацию против децентрализации, завершившуюся столкновениями с полицией. От взрыва гранаты, брошенной одним из манифестантов, погибли три сотрудника полиции, десятки людей получили ранения.
Пророссийские сепаратисты, со своей стороны, считают, что предложенный Порошенко пересмотр Конституции — недостаточная мера, и пообещали 18 октября и 1 ноября провести местные выборы в Донецке и Луганске.
По данным некоторых СМИ, после местных выборов сепаратисты намерены созвать референдум о статусе этих территорий. Если так и произойдет, повторится сценарий Крыма в 2014 году: российские войска, с или без опознавательных знаков, входят в Восточную Украину (или уже там находятся), чтобы «защитить русскоязычное население».
Подобный сценарий Кремль также осуществил в отношении Грузии в 2008 году.
В ситуации, когда цены на нефть на международных рынках тянут на дно экономику России, российские лидеры могут использовать конфликт в соседней стране, чтобы переключить внимание своих граждан на очередную «патриотическую деятельность».
Подобное искушение оказывается особенно сильным ввиду того, что Европейский союз в данный момент переживает серьезный кризис с беженцами, что ослабляет или даже нейтрализует его мобилизационную силу в том случае, если Россия вознамерится продолжить свои авантюры на Украине.