Нам понятно, что значит «крупнейшее метро в мире». Категория «старейшего метро» также весьма разумна. Но почему при упоминании о «самом красивом метро» вдруг повисает пауза? Из-за сомнений в том, насколько вообще метро может быть красивым? Или потому, что обычно, когда мы покидаем вагон, ноги нас автоматически несут к выходу? А если все с точностью до наоборот… Если мы отнюдь не спешим, несмотря на то, что достигли своего места назначения, если у нас разбегаются глаза от великолепия архитектуры, если по станциям на глубине в несколько десятков метров, столь похожим на музеи, проводятся экскурсии – значит это место с лихвой заслуживает звания «самого красивого метро мира».
Нам понятно, что значит «крупнейшее метро в мире». Категория «старейшего метро» также весьма разумна. Но почему при упоминании о «самом красивом метро» вдруг повисает пауза? Из-за сомнений в том, насколько вообще метро может быть красивым? Или потому, что обычно, когда мы покидаем вагон, ноги нас автоматически несут к выходу? А если все с точностью до наоборот… Если мы отнюдь не спешим, несмотря на то, что достигли своего места назначения, если у нас разбегаются глаза от великолепия архитектуры, если по станциям на глубине в несколько десятков метров, столь похожим на музеи, проводятся экскурсии – значит это место с лихвой заслуживает звания «самого красивого метро мира».
Открытие метро состоялось в 1935 году, а распоряжение о его строительстве отдал в 1931-м году Иосиф Сталин, один из самых беспощадных диктаторов мира. По иронии судьбы красоту иногда создает зло. На момент открытия линия метро состояла из 13 станций, в дальнейшем их число росло. Теперь, при 195 станциях и пассажиропотоке в объеме десяти миллионов человек в день, Московский метрополитен – одна из первых систем мира по интенсивности использования.
Открытие метро состоялось в 1935 году, а распоряжение о его строительстве отдал в 1931-м году Иосиф Сталин, один из самых беспощадных диктаторов мира. По иронии судьбы красоту иногда создает зло. На момент открытия линия метро состояла из 13 станций, в дальнейшем их число росло. Теперь, при 195 станциях и пассажиропотоке в объеме десяти миллионов человек в день, Московский метрополитен – одна из первых систем мира по интенсивности использования.
Всем, кто планирует посетить Россию, традиционно советуют посмотреть Красную площадь в Москве и большую часть времени провести в Санкт-Петербурге. Как человеку, который только что вернулся из России, можете мне поверить: путешествие по этой стране без посещения по меньшей мере пяти станций московской подземки, будет неполным. Рассказать обо всех 195 станциях невозможно, остановимся лишь на некоторых из них – чтобы сделать полноценным путешествие тех, кто собирается побывать в России, и удовлетворить любопытство всех остальных.
Всем, кто планирует посетить Россию, традиционно советуют посмотреть Красную площадь в Москве и большую часть времени провести в Санкт-Петербурге. Как человеку, который только что вернулся из России, можете мне поверить: путешествие по этой стране без посещения по меньшей мере пяти станций московской подземки, будет неполным. Рассказать обо всех 195 станциях невозможно, остановимся лишь на некоторых из них – чтобы сделать полноценным путешествие тех, кто собирается побывать в России, и удовлетворить любопытство всех остальных.
Будь я москвичкой – в моменты грусти приезжала бы на станцию «Киевская», чтобы понаблюдать за туристами, изумленно озирающимися вокруг при первом знакомстве с этим местом. Люди, разинув рты, смотрят на изысканные мозаики, стены, напоминающие оперный театр, роскошные люстры и тут же берутся за фотоаппараты. «Киевская» входит в десятку красивейших станций метро в мире. Она была создана в 1954 году и считается молодой – это первая станция, строительство которой завершилось после ухода Сталина. То есть про нее, как это любят в России, уже не скажешь: «еще Ленина и Сталина видела!» Несмотря на то, что ее построили уже в постсталинский период, она содержит в себе все особенности советского искусства. Широкие пустые пространства и много творчества… Мотивы на украинскую тему на большинстве знаменитых мозаиках станции, завершенной с приходом к власти Никиты Хрущева, – отнюдь не случайность. Всем известно об особом отношении этого советского лидера к Украине. Большая часть картин посвящена Октябрьской революции 1917 года, но основное внимание обращает на себя мозаика, на которой изображены трое – Ленин, Сталин, Троцкий.
Будь я москвичкой – в моменты грусти приезжала бы на станцию «Киевская», чтобы понаблюдать за туристами, изумленно озирающимися вокруг при первом знакомстве с этим местом. Люди, разинув рты, смотрят на изысканные мозаики, стены, напоминающие оперный театр, роскошные люстры и тут же берутся за фотоаппараты. «Киевская» входит в десятку красивейших станций метро в мире. Она была создана в 1954 году и считается молодой – это первая станция, строительство которой завершилось после ухода Сталина. То есть про нее, как это любят в России, уже не скажешь: «еще Ленина и Сталина видела!» Несмотря на то, что ее построили уже в постсталинский период, она содержит в себе все особенности советского искусства. Широкие пустые пространства и много творчества… Мотивы на украинскую тему на большинстве знаменитых мозаиках станции, завершенной с приходом к власти Никиты Хрущева, – отнюдь не случайность. Всем известно об особом отношении этого советского лидера к Украине. Большая часть картин посвящена Октябрьской революции 1917 года, но основное внимание обращает на себя мозаика, на которой изображены трое – Ленин, Сталин, Троцкий.
От других станций московского метро «Маяковскую» отличает одна особенность: внутренняя архитектура с множеством геометрических фигур и элементами асимметрии внутри симметрии. Здесь наблюдается сильное влияние течения арт-деко. Особую известность эта станция приобрела во время Второй мировой войны, когда ее использовали в качестве бомбоубежища при авианалетах. Эта станция вошла в историю как место, где в ноябре 1941 года Сталин организовал большую встречу, посвященную годовщине Октябрьской революции, с участием партийных лидеров и рядовых москвичей.
От других станций московского метро «Маяковскую» отличает одна особенность: внутренняя архитектура с множеством геометрических фигур и элементами асимметрии внутри симметрии. Здесь наблюдается сильное влияние течения арт-деко. Особую известность эта станция приобрела во время Второй мировой войны, когда ее использовали в качестве бомбоубежища при авианалетах. Эта станция вошла в историю как место, где в ноябре 1941 года Сталин организовал большую встречу, посвященную годовщине Октябрьской революции, с участием партийных лидеров и рядовых москвичей.
Станция «Комсомольская», начавшая функционировать в 1935 году, находится на красной ветке, первой линии Московского метрополитена. Прежде всего эта станция запоминается золотистыми тонами стен и колонн. На «Комсомольской» доминирует стиль барокко, и возникает ощущение, что в любой момент откуда ни возьмись здесь могут появиться женщины в кринолинах и мужчины в нарядных фраках. На мозаике, как и на многих других станциях, представлена повседневная жизнь советских граждан и войны за независимость русского народа.
Станция «Комсомольская», начавшая функционировать в 1935 году, находится на красной ветке, первой линии Московского метрополитена. Прежде всего эта станция запоминается золотистыми тонами стен и колонн. На «Комсомольской» доминирует стиль барокко, и возникает ощущение, что в любой момент откуда ни возьмись здесь могут появиться женщины в кринолинах и мужчины в нарядных фраках. На мозаике, как и на многих других станциях, представлена повседневная жизнь советских граждан и войны за независимость русского народа.
Когда мы говорим о России, первым на ум приходит всемирно известный Большой театр. Станция, выходящая на Театральную площадь, приют для десятков театров разного масштаба, среди которых и Большой, – одна из известнейших в Московском метрополитене. Станция открыли в 1938 году, в ее интерьере был использован мрамор из Храма Христа Спасителя, разрушенного с приходом к власти коммунистического режима. На потолке можно видеть рельефные орнаменты с изображением национальных одежд разных народов Советского Союза. Как и на многих других станциях, здесь присутствуют мотивы советской пропаганды. А большие кристальные лампы и квадратные бронзовые плиты создают ощущение, что вы находитесь в здании, соответствующем названию станции.
Когда мы говорим о России, первым на ум приходит всемирно известный Большой театр. Станция, выходящая на Театральную площадь, приют для десятков театров разного масштаба, среди которых и Большой, – одна из известнейших в Московском метрополитене. Станция открыли в 1938 году, в ее интерьере был использован мрамор из Храма Христа Спасителя, разрушенного с приходом к власти коммунистического режима. На потолке можно видеть рельефные орнаменты с изображением национальных одежд разных народов Советского Союза. Как и на многих других станциях, здесь присутствуют мотивы советской пропаганды. А большие кристальные лампы и квадратные бронзовые плиты создают ощущение, что вы находитесь в здании, соответствующем названию станции.
Одна из красивейших станций – «Новослободская». От других остановок ее отличают 32 красочных витража, выполненных латвийскими художниками. Эта станция также известна за панно Павла Корина под названием «Мир во всем мире».
Одна из красивейших станций – «Новослободская». От других остановок ее отличают 32 красочных витража, выполненных латвийскими художниками. Эта станция также известна за панно Павла Корина под названием «Мир во всем мире».
Еще одна уникальная сторона московского метро заключается в эстетике и архитектуре, достойных названия «дворцовых», они присутствуют и на новых станциях. В качестве примера можно привести станцию «Парк Победы», открытую в 2003 году, и станцию «Достоевская», открытую в 2010 году. Станция «Парк Победы», расположенная на глубине 97 метров, по праву носит название глубочайшей станции Москвы и третьей по глубине станции метро в мире. Ее стены украшают шедевры российских художников. Симметричные элементы, которые отражаются в казалось бы влажном мраморе, превращают посещение станции в настоящий праздник, а на одном из панно станций изображена великая победа 1945 года.
Еще одна уникальная сторона московского метро заключается в эстетике и архитектуре, достойных названия «дворцовых», они присутствуют и на новых станциях. В качестве примера можно привести станцию «Парк Победы», открытую в 2003 году, и станцию «Достоевская», открытую в 2010 году. Станция «Парк Победы», расположенная на глубине 97 метров, по праву носит название глубочайшей станции Москвы и третьей по глубине станции метро в мире. Ее стены украшают шедевры российских художников. Симметричные элементы, которые отражаются в казалось бы влажном мраморе, превращают посещение станции в настоящий праздник, а на одном из панно станций изображена великая победа 1945 года.
Если вы полагаете, что в московском метро перед вами будут возникать названия станций на латинице (которые даже в этом случае будет сложно прочитать), то вы глубоко заблуждаетесь. Прочитать названия остановок, обозначенных на кириллице, не так-то просто. Хорошая идея – заучить название станции, на которой вам нужно выйти. Или же можно попытаться расшифровать кириллицу, буквы которой во многом напоминают латинский алфавит.
Если вы полагаете, что в московском метро перед вами будут возникать названия станций на латинице (которые даже в этом случае будет сложно прочитать), то вы глубоко заблуждаетесь. Прочитать названия остановок, обозначенных на кириллице, не так-то просто. Хорошая идея – заучить название станции, на которой вам нужно выйти. Или же можно попытаться расшифровать кириллицу, буквы которой во многом напоминают латинский алфавит.
Если вы собираетесь остановиться в Москве больше, чем на один день, вам будет целесообразно купить проездной. Цена карточки, позволяющей садиться в метро 11 раз, соответствует примерно 18 турецким лирам. Отличная новость заключается в том, что если не выходить из метро, одного билета достаточно для посещения всех 12 линий.
Если вы собираетесь остановиться в Москве больше, чем на один день, вам будет целесообразно купить проездной. Цена карточки, позволяющей садиться в метро 11 раз, соответствует примерно 18 турецким лирам. Отличная новость заключается в том, что если не выходить из метро, одного билета достаточно для посещения всех 12 линий.