Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что произошло 6 сентября в Молдавии?

О митинге протеста. Сценарии дальнейшего развития событий.

© REUTERS / Viktor DimitrovАкция протеста в центре Кишинева, 6 сентября 2015 года
Акция протеста в центре Кишинева, 6 сентября 2015 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Власти удалось вывести на митинг десятки тысяч людей. Да, я не оговорился. Именно власть способствовала выводу людей на митинг. Вначале этому помогла история с пропажей денег из банков. Потом чехарда с избранием премьер-министра. Потом досрочная отставка премьера. Потом новая чехарда с избранием премьера. Потом повышение тарифов на газ и электричество, рост цен на продукты, медикаменты, билеты на поезд.

Еще раз повторяю. Требования отставок и досрочных выборов необходимо тогда, когда власть отказывается от переговоров, отказывается выполнять справедливые экономические, социальные и политические требования. А для этого нужно выработать эти требования, выработать механизм контроля за их исполнением.

Власти удалось вывести на митинг десятки тысяч людей. Да, я не оговорился. Именно власть способствовала выводу людей на митинг. Вначале этому помогла темная история с пропажей денег из банков. Потом чехарда с избранием премьер-министра. Потом досрочная отставка премьера. Потом новая чехарда с избранием премьера. Потом повышение тарифов на газ и электричество. Затем рост цен на продукты первой необходимости, медикаменты, билеты на поезд и т.д.

Все это достало людей. Они сказали себе: не хотим больше терпеть это издевательство. И в этом народ абсолютно был прав.

Новое правительство Стрельца пыталось в пожарном порядке исправить ситуацию. Были заморожены на два месяца тарифы.  Скорее всего, на газ они могут не только не подняться, но и снизиться. Приняты меры, по снижению цен на медикаменты. Этот процесс начнется с 1 октября. На 30% упали цены на проезд на пригородных поездах. Были выплачены задолженности по субсидии фермерам за 2014 год. 

Но все это явно запоздало. Недовольство приобрело широкий размах и уже ничто не могло остановить желание народа выразить свое возмущение деятельностью власти. Премьер-министр это понимал и готов был к диалогу с представителями протестующих. Но, судя по всему, «представителям народа» такой диалог не был нужен. В их пакете предложений (точнее, ультиматуме) не было ни социальных, ни экономических требований. Им не было что сказать премьеру. А жаль.

Акция протеста в центре Кишинева, 6 сентября 2015 года


Их требования сводились к следующему:

1.     Отставка президента Николая Тимофти
2.     Проведения досрочных выборов парламента.
3.     Всенародные выборы главы государства
4.     Замена руководителей правоохранительных учреждений на людей, выдвинутых гражданским обществом.

Безусловно, это не предмет для обсуждения с премьер-министром. В его совместной компетенции с президентом только замена министра МВД. Но этого требования не было у протестующих.

Давайте разберем эти требования, а потом поговорим об ошибках (по моему мнению), допущенных «представителями народа».

Отставка президента

Мы не увидели и не услышали веских оснований для этой отставки. Предпосылки для отставки прописаны в Конституции. Формально президент ничего не нарушал. Скажут, что он многим не нравится. Да, есть такое мнение. Но есть и другие мнения. К тому же, «он не нравится», это еще не повод для того, чтобы требовать отставки.

Может быть, «представители народа» считают, что Николай Тимофти должен добровольно уйти. Но почему? Что он нарушил? Скажите, что он ничего не делал. Возможно. Но давайте посмотрим его полномочия и ответим, а что он мог делать?

Ладно, проехали. Допустим, он послушал «представителей народа» и добровольно покинул свой пост. И.о. президента стал спикер парламента. Что изменится для народа?

Всенародные выборы президента

Неужели протестующие забыли, что несколько лет назад был референдум на эту тему? Помните, чем он закончился? Напомню. Народ не поддержал эту идею.

Согласен, что это не значит, что к данной идее нельзя вернуться. Но для этого нужно не только изменить статью Конституцию, которая определяет порядок избрания президента, но и кардинально изменить полномочия президента (всенародно избранный президент без полномочий, это просто смешно), наделить его дополнительными правами. Такими, как имеют президенты России, Белоруссии, Казахстана. Если пойти этим путем, то надо перейти к политической модели этих стран. Но на площади, вроде были те, кто поддерживает европейский выбор Молдовы и европейскую политическую модель. А там, в основном, парламентские республики. Так что, мы отказываемся от европейской модели?

Может быть лучше подумать, как расширить полномочия правительства, премьер-министра.

И самое главное. Зачем требовать? В парламенте нет голосов для изменения Конституции по вопросам выборов президента.  Объединитесь с Игорем Додоном (это его идея о прямых выборах президента) и собирайте подписи для проведения референдума по этом вопросу. Это самый эффективный и самый демократический путь.

Досрочные выборы

Акция протеста в центре Кишинева, 6 сентября 2015 года


Проевропейские партии победили на выборах в парламент в 2014 году. А затем победили на местных выборах летом этого года. Платформа DA тогда призывала не голосовать за эти партии. Но народ проголосовал.

Прошло два месяца, и народ их уже не хочет видеть их во власти. Бывает. Но хотелось бы спросить у народа, а кого он желает видеть? Если мы изгоняем эту власть, значит, хотим видеть другую.

Насколько я понял, на площадь (за исключением группы Петренко) вышли граждане, выступающие за Европейский выбор Молдавии. И именно проевропейцы, за всевозможные прегрешения правительства Лянки (кстати, которые правительство Стрельца уже начало исправлять), хотят убрать из власти проевропейское правительство. 

Хорошо, убрали из власти проевропейское правительство и проевропейское большинство в парламенте.  К власти пришли партии Додона и Усатого. Это ярко выраженные пророссийские партии, обещавшие сменить проевропейский вектор на пророссийский. Этого хочет добиться народ, вышедший на площадь? Если так, то нужно прямо об этом говорить, а не прикрываться знаменами ЕС.

Замена руководителей правоохранительных учреждений на людей, выдвинутых гражданским обществом

Как это сделать? Избрать Генерального прокурора и Директора Центра по борьбе с коррупцией на площади?

Может, кто-то знает, что «представители народа» разработали новую процедуру избрания руководителей правоохранительных органов? Так почему с ней не знакомят. Почему все тайно, закулисно.

Но самое главное. А кто входит в народные кандидаты на эти должности? Кто их подбирал? Что мы о них знаем? Есть ли у нас уверенность, что за ними не стоят новые кукловоды?

О моей позиции

Я отделяю позицию народа и «представителей народа». Народ хочет реальных перемен. И какая-то часть народа уже заметила, что перемен хочет и правительство Стрельца (но, увы, не все министры). Да, все меняется очень медленно, реформы носят половинчатый характер. Но желание изменить ситуацию к лучшему есть. И глупо это не признать.

Создалась уникальная ситуация, которая могла бы помочь той части правительства, которая вместе с премьером хочет модернизировать Молдавию.

Для этого нужно было бы подготовить пакет предложений, которые дали бы толчок РЕАЛЬНЫМ реформам.

У меня были свои предложения. Напомню их:

1. Требовать изменения Закона о выборах. Добиваться выборов в парламент по одномандатным округам.

2. Требовать создания Общественной палаты, в которую войдут представители гражданского общества. Задача Палаты — постоянный мониторинг и постоянный общественный контроль за действием власти.

3. Требовать создания Открытого правительства. Членом правительства (министром без портфеля) должен стать один из представителей гражданского общества, который будет отвечать за связь правительства с гражданским обществом. Таким человеком мог бы стать Игорь Боцан или Оазу Нантой. В коллегии министерств и ведомств должны войти представители гражданского общества.

4. Требовать проведения антикоррупционной люстрации всех, кого выдвигают на должность министров и заместителей министров, судей, прокуроров, начальников полиции, начальников налоговых и таможенных органов и т.д. Для них должна быть введена «презумпция виновности», т.е. они должны доказать, что все их имущество и вклады нажиты «честным, непосильным трудом».

5. Объявить образование национальным приоритетом. Министра назначать не по партийной квоте, что сегодня привело в превращение министерства в филиал электорального штаба ЛП, а избирать на альтернативной основе на общем собрании руководителей всех учебных заведений страны. Кандидаты должны представить свою концепцию модернизации образования.

6. Введение моратория на повышение тарифов. Проведение международного аудита законности и целесообразности повышения. (Это требование выполнено).

7. Потребовать от Генеральной прокураторы ежемесячной публичной отчетности о ходе возврата «ушедших от банков миллионов».

8. Лишение права занятия высших должностей в РМ граждан, имеющих двойное гражданство. Речь идет о президенте, председателе парламента, премьер-министре, председателе Конституционного суда.

9. Для реализации этих (и других) требований сформировать постоянно действующий «Круглый стол»: «Диалог власти и народа». Со стороны власти участниками КС должны стать высшие руководители Молдовы и лидеры правящих партий. Со стороны народа — уполномоченные митингом представители гражданского общества.

Ни одно из этих предложений не вошло в требования, которое Платформа DA предложила от имени народа.

Не буду спорить. Может быть, народу эти предложения не понравились. Но сомневаюсь, что кто-то с народом советовался на этот счет.

Безусловно, перечень требований (предложений) можно дополнить. Но при этом, нужно понять главное. Если только менять высших должностных лиц, ничего не измениться. Некоторые из активных участников митинга уже были во власти. И оказавшись в правительственных кабинетах, министерских креслах, на посту послов, судей, прокуроров и т. д., ничего не хотели менять. Им было комфортно во власти. Есть гарантии, что сейчас, вновь придя во власть на волне народного протеста, они захотят что-то поменять? И что менять? Ведь, как оказалось, у народа, если верить «представителям народа», нет других требований кроме отставки президента, досрочных выборов и т.п. А это сравнительно сделать легко. Трудней начать перемены.

Есть два сценария развития ситуации.

Позитивный

Акция протеста в центре Кишинева, 6 сентября 2015 года


Используя доверия народа, «представители народа» вырабатывают от имени народа пакет требований по проведению реальных реформ, по решению социальных и экономических проблем. Требования должны быть конкретными. Проводится Круглый стол с представителями власти, согласовывается план реализации этих требований, назначаются конкретные сроки. Для контроля за их реализацией создается Совместный Комитет. Ежемесячно этот Комитет публично отчитывается о том, как реализуются намеченные планы и программы.

Если власть не выполняет данные требования, тогда «представители народа» переходят к революционным методам. Требуют отставки и досрочных выборов. В этом случае, это будет оправдано.

Негативный

«Представители народа» требуют только отставки и досрочных выборов. Они отказываются вносить в требования решение конкретных социальных и экономических проблем. Они не предлагают механизмы решения этих проблем. По сути, они не хотят вписывать в требования то, что может быть предметом переговоров, и что, в первую очередь, нужно народу.

Своим поведением они дают ясно всем понять, что их не интересуют перемены в системе власти, их не интересуют реформы в системе власти, их интересуют сама власть. И они намерены добиваться смены власти любой ценной.

Начинается противостояние. Активизируется пророссийские партии. Активизируются разного рода петренки. Активизируются сепаратисты. Активизирутся унионисты. Ситуация в Молдавии дестабилизируется. В этой ситуации становится не до решения проблемы Приднестровья (ком-то это очень выгодно). Прекращается начатый премьер-министром диалог с Гагаузией (кому-то, кто хочет заразить Гагаузию сепаратизмом, это также выгодно).  Замораживаются программы сотрудничества с Европейским союзом и МВФ и в результате ухудшается экономическая ситуация и обостряются социальные проблемы (и это кому-то выгодно).

И чего добьются «представители народа»? Ответ однозначен — еще большего ухудшения жизни народа, дестабилизации политической и экономической ситуации в Молдавии, раскола в обществе, роста сепаратистских и унионистских настроений.

Кто выиграет от этого? Только не народ.  Может быть, только те, кому чем хуже, тем лучше. И тогда возникает вопрос, может быть «представители народа» используя доверия народа, защищают вовсе не его интересы, а у них другие цели и задачи? Не хотелось бы, что бы так было. Но и исключать этого нельзя, если развитие событий пойдет по негативному сценарию.

Сегодня есть еще возможность выбора. Завтра окно возможностей может закрыться

Единственно правильный выбор один. Жесткое давление на власть и требование реальных перемен. Но прежде нужно определиться, какие перемены нужны? Что нужно делать, чтобы модернизировать Молдову? Какие механизмы включить, чтобы постоянно контролировать власть, а не только решать ее судьбу в день выборов, один раз в четыре года?

Еще раз повторяю. Требования отставок и досрочных выборов необходимо тогда, когда власть отказывается от переговоров, отказывается выполнять справедливые экономические, социальные и политические требования.  А для этого нужно выработать эти требования, выработать механизм контроля за их исполнением.

Да, это сложный путь. Гораздо легче крикнуть ЖОС!, свергнуть власть,  а дальше надеяться на то, что все само собой образуется. Не образуется. Дальше начинается самое трудное. И если вы стали «представителями народа», народ вам доверил представлять его интересы, то представляйте его интересы, а не интересы тех, кто мечтает о возврате во власть или о переделе бизнеса. Народ вам предательства не простит.