В последние недели поступили многочисленные сообщения о значительном расширении военной помощи, которую Россия оказывает режиму президента Сирии Башару Асаду, вплоть до появления слухов о том, что российская авиация участвует в операциях против оппозиционеров. До сих пор США вяло высказывались на эту тему, в основном, ограничиваясь дежурными отговорками в рамках следования прежним курсом, предусматривающим отставку Башара Асада. Жестокая и кровопролитная гражданская война продолжается уже четыре с половиной года. Несмотря на болезненные удары, которые получил режим Асада, несмотря на то, что он не в состоянии отвоевать потерянные территории, похоже, президент в состоянии продолжать удерживать власть в своих руках, благодаря российской и иранской поддержке и операции западных стран против террористической организации «Исламское государство».
Газета The New York Times сообщила, что Россия выслала новую группу военных советников на помощь Асаду и намерена разместить около тысячи военных специалистов в Латакии. Это похоже на подготовку к созданию российской военной базы на территории алавитского района, остающегося под контролем Асада. США выразили озабоченность в связи с этими сообщениями, и госсекретарь Джон Керри сказал своему российскому коллеге Сергею Лврову, что такой шаг может привести к дальнейшей эскалации напряженности в Сирии. На прошлой неделе разные источники, включая американский сайт The Daily Beast, сообщали, что Россия прислала сирийским правительственным войскам новые бронетранспортеры, и даже отмечали, что российские солдаты участвуют в боевых действиях.
В июне газета Haaretz сообщала, что, по данным израильской разведки, несмотря на удары, которые получил Асад, Иран и Россия преисполнены решимости защитить его, гарантировав выживание. Тогда сообщалось, что обе страны намерены снабжать Асада новым оружием и помогать ему разведданными в его борьбе с многочисленными оппозиционными группировками.
Как правило, Россия и Иран помогали Асаду по отдельности. Однако после того как в начале июля в Вене было подписано соглашение по ядерной программе Ирана, появились сообщения, согласно которым, Москва и Тегеран координируют усилия. Более месяца назад сообщалось, что Москву посетил иранский генерал Касем Сулеймани, который командует подразделением «Аль-Кудс» и отвечает за оказание помощи Сирии, ливанской группировке «Хезболла» и другим террористическим организациям, орудующим на Ближнем Востоке. Можно предположить, что его визит проходил в рамках этой координации действий.
Москва поддерживала Башара Асада на протяжении всей гражданской войны. В 2013 году поддержка России была особенно критична, так как президент США Барак Обама пригрозил нанести удары по Сирии в наказание за применение химического оружия, повлекшего гибель более 1200 человек. В последний момент вмешалась Россия и предложила сделку, в рамках которой в обмен на отмену американских бомбардировок Асад соглашался отдать весь свой химический арсенал. В течение минувшего года американские и другие западные лидеры смягчили критику режима Асада на фоне подъема ИГИЛ и опасений, что, в случае падения Асада Дамаск будет захвачен суннитскими экстремистами, после чего последует резня мирного населения в общинах, сохранивших лояльность президенту, начиная с алавитской.
Бомбардировки позиций ИГИЛ, устроенные американской коалицией, косвенным путем помогли Башару Асаду, так как ослабили «халифат» и заставили наиболее грозного противника сирийского президента посвятить свои силы обороне вместо развития наступления против правительственных войск. Сегодня, с учетом того, что США больше не требует его смещения, а Россия и Иран усиливают поддержку, Башар Асад в состоянии укрепить оборону и стабилизировать ситуацию, несмотря на понесенные потери, низкий боевой дух в войсках и территории, захваченные оппозиционерами.
Израиль уже давно не стремится к падению Башара Асада и предпочитает сохранить статус-кво, при котором ослабший режим контролирует «Малую Сирию», по сути, представляющую собой менее половины от территории страны. Тем не менее, новые события не могут не вызывать беспокойства. По данным иностранных источников, на которые Израиль практически перестал реагировать, израильские ВВС раз в несколько месяцев уничтожают партии современного оружия, перевозимого из Сирии в Ливан — «Хезболле». До сих пор эти операции проходили без помех, так как сирийская авиация слаба, а средства ПВО «Хезболлы» очень ограничены.
Но если Россия разместила в Сирии свои боевые самолеты и намерена построить военную базу, это значительно ограничит свободу действий израильской авиации, особенно если за самолетами последуют российские зенитно-ракетные комплексы. В последние годы часто сообщалось о деятельности разведки и специальных операциях, направленных на ослабление террористических группировок и на предотвращение очередной войны. Вмешательство России в гражданскую войну грозит изменить правила игры.
В 70-х годах, когда в Египет и Сирию прибыли советские военные советники, израильская военная разведка в спешном порядке создала специальное подразделение «Масрега» («Вязальная»), которое должно было следить за ними, прослушивая эфир. Хотя отношения между Россией и Израилем значительно улучшились за минувшие десятилетия, расширение российского военного присутствия может потребовать от израильских спецслужб выделить дополнительные ресурсы для слежки за этими советниками.