Фотографии беженцев в Венгрии, распространенные всеми средствами массовой информации, продемонстрировали тяжелую ситуацию в Европе и показали гуманитарную трагедию. Эти фотографии показали, как происходит новое великое переселение народов. Переселение народов 2015 года.
Нынешнее переселение народов значительно превосходит предыдущие. Цифры намного больше, чем ожидалось. Богатый Север и бедный Юг встречаются и сталкиваются на территории богачей. Не стоит рассчитывать на веселую свадьбу, скорее, произойдет взрыв. Настал час испытаний для европейских символов. О ценностях мы уже говорили? Гуманизм? Открытые границы? Все это неожиданно оказалось под сомнением. Европейский мир тоже утратил статус чего-то безусловного и обязательного. Самая большая волна мигрантов со времен Второй мировой войны потрясла устои Европы. Речь не только о шенгенских соглашениях, все ценности оказались под вопросом.
Беженцы давно беспокоят Европу, но на сей раз мы говорим о беспрецедентных цифрах. Только из Сирии бежали четыре миллиона человек. Они добавились к беженцам из Ирана, Афганистана, Ирака, Пакистана, Эритреи, Сомали и Ливии, и еще миллионам из Западной Африки. У каждого беженца - свои причины для побега.
Некоторые говорят, что это месть угнетенных угнетателям. Италия правила Сомали и Ливией, и вот беженцы осаждают ворота Италии. Франция правила Марокко, Алжиром, Тунисом и Западной Африкой? В XXI веке беженцы из этих стран хлынули во Францию. Великобритания тоже не осталась в стороне, туда едут афганцы и пакистанцы.
Поиски решений продолжаются. Некоторые предлагают распределить беженцев по квотам между всеми государствами Европейского союза. Другие считают, что важно также распределить беженцев по категориям. Среди них есть те, кто едет за лучшей жизнью, а есть те, кто просто едет за жизнью. Все они оказываются в одной лодке в Средиземном море и в одном поезде на Балканах. Иногда они тонут в море, иногда получают визу, иногда разрешение работать и европейский паспорт.
Заявление канцлера Германии Ангелы Меркель показало, насколько сильно Европа увязла в миграционном кризисе. 28 государств ЕС не могут прийти к согласию, более того, они даже не скрывают разногласий. Страны Восточной Европы вообще не хотят принимать беженцев, а страны Западной Европы требуют равноправного распределения беженцев, так как граждане этих стран боятся наплыва мигрантов.
Поток беженцев нарушил европейский покой и заставил задаться вопросом о будущем. Речь уже не о том, принимать ли беженцев или не пропускать их через границу. Решение должно быть комплексным, и для его поиска нужна и голова, и сердце. Рационализм — это хорошо, но милосердие — тоже не ругательство.
Но, возможно, главная проблема беженцев возникнет не сегодня, а позднее. Сирийцы, которых мы видели на вокзале в Будапеште, бегут от ИГИЛ. Возможно, их примут в европейских странах, но это не означает, что через год они полюбят круассаны и станут французами. Им предстоит тяжелый процесс абсорбции и интеграции на континенте, переживающем экономический кризис. Возможно, интегрироваться они не смогут.
Если этот процесс провалится, то, возможно, дети иммигрантов через десять лет примкнут к ИГИЛ или к тем экстремистам, что придут им на смену.