В последнее время Европа столкнулась с самым крупным потоком мигрантов со времен Второй мировой войны. Согласно статистическим данным Управления Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН, за первые восемь месяцев этого года более 300 тысяч беженцев и нелегальных мигрантов пересекли Средиземное море и попали в Европу. В пути из-за несчастных случаев погибли более 2600 человек. Фотография лежащего на турецком берегу тела трехлетнего сирийского мальчика заставила весь мир четко осознать трагедию и сложность этой гуманитарной катастрофы.
Эти беженцы в основном приезжают из таких охваченных войной стран Северной Африки и Западной Азии, как Ливия и Сирия. В прошлом Ливия была самой богатой страной в Африке по уровню доходов на душу населения. Жители этой страны могли пользоваться такими завидными материальными благами, как бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное жилье и бесплатное образование. Несмотря на ограничения по экспорту нефти, в Сирии под руководством Партии арабского социалистического возрождения (Баас) существовали политическая стабильность, социальное спокойствие, был зарегистрирован высокий уровень культуры, просвещения, народного благополучия. По какой же причине жизнь этих невинных людей в одночасье превратилась из рая в ад?
Можно предположить, что «гибель государства» произошла здесь во время «Арабской весны» в 2011 году. Ливия после свержения режима Каддафи быстро раскололась на части, произошло резкое обрушение экономики страны, ее население превратилось в бесприютных беженцев. В Сирии вспыхнула гражданская война, в стране воцарилась разруха, почти половина сирийцев осталась без крова, и четыре миллиона человек стали беженцами. Как только в стране начался хаос, ее работоспособное население стало покидать страну.
Если подробно рассмотреть эту ситуацию, мы увидим, что частично причиной такого трагичного исхода стало желание так называемых «демократических» меньшинств подорвать стабильность власти, которая управляла страной. Но главной причиной является то, что США и Европа воспользовались данной ситуацией, чтобы осуществить в стране «смену режима». Взять, к примеру, сирийский кризис, где можно было наблюдать игру между сирийским правительством и оппозицией: фактически страна с начала до конца была подвержена манипуляциям и влиянию внешних сил. Задолго до политических перемен в Западной Азии и Северной Африке США начали тайно финансировать сирийскую оппозицию, создав группу «Друзья Сирии» и «Рабочую группу по кризису в Сирии» (Syria Working Group), чтобы наладить контакты с сирийской оппозицией и направить в Сирию посла ради усиления «руководства» антиправительственными силами.
Факты налицо: внешнеполитический гегемонизм США и Европы страшен и глуп. Помимо того, что он спровоцировал огромную катастрофу в странах Западной Азии и Северной Африки, он также заставил Европу расплачиваться за содеянное. Европа сама инициировала войну в Ливии, но не получила от этой войны никакой реальной выгоды, а, наоборот, в связи с нестабильностью ситуации потеряла крупного экспортера энергоресурсов и спровоцировала волну миграции из Северной Африки. Америка и Европа задумали подорвать политическую власть в Сирии, но это позволило укрепить свои позиции «Исламскому государству» и другим экстремистским силам. Все это лишь усилило угрозу для США и Европы. Европейские страны также глубоко озабочены проблемами беженцев. Президент России Владимир Путин заявил 4 сентября, что беженцы являются «неизбежным результатом» ошибочной политики европейских государств в странах Западной Азии и Северной Африки. Можно сказать, что это последствия «потакания Америке» во внешней политике со стороны стран Европы.
Стоит также глубоко задуматься об общечеловеческих ценностях, которые США и Европа рассматривают как «демократические» и которые пытаются распространить по всему миру. Почему демократически избранные руководители США и стран Европы имеют настолько ограниченный кругозор и во внешнеполитическом плане поступают так недальновидно? Честно говоря, в этом и заключается специфика западной демократии. В политической обстановке, где власть денег переплетается с популизмом, невозможно выбирать дальновидных и хорошо представляющих ход событий политиков.
Волна беженцев предостерегает США и Европу: пересмотрите свою внешнюю политику, научитесь принципу «не делать другим того, чего не желаете себе». По мнению развивающихся стран, в том числе и Китая, эти страны должны в полной мере понимать значение выражения «стабильность превыше всего». Они должны хорошо осознавать, что «только в сильном государстве люди могут быть счастливы».
Автор — специальный обозреватель зарубежного издания газеты «Жэньминь жибао», а также младший научный сотрудник Института современных международных отношений Китая.