Как восстановить мировую экономику, которая обрушилась в результате первого нефтяного кризиса? В 1975 году на первом саммите во французском Рамбуйе собрались представители основных демократических стран. От Азии в этом саммите принял участие премьер-министр Японии Такэо Мики (Takeo Miki). На общей фотографии он стоит справа. Среди участников он самого маленького роста. Японский лидер не очень заметен.
О г-не Мики есть один анекдот. Саммит предложил провести президент Франции Валери Жискар д’Эстен (Valеry Giscard d’Estaing). Президент США Джеральд Рудольф Форд (Gerald Rudolph Ford) был согласен, однако когда дошло до дела, он засомневался. Для д’Эстена, который был одним из лучших представителей французского чиновничества и прекрасно ориентировался в экономической ситуации, мировые финансы не были загадкой, однако Форд плохо разбирался в этих вопросах.
Япония сыграла роль посредника
Оказавшийся в затруднительном положении д’Эстен через японских дипломатов обратился к премьеру Мики, который был на короткой ноге с Фордом, чтобы тот убедил американского президента. Г-н Мики позвонил Форду.
«И я, и ты - политики. Мы - старые бойцы, поэтому мы можем поговорить откровенно как политики. Это не техническое совещание, а встреча лидеров, поэтому мы можем обсудить мировые проблемы в целом. Я приеду, и ты приезжай». Главе Японии удалось убедить Форда. Об этом разговоре стало известно от жены Мики, Мицуко (Mitsuko).
В экономическом докладе, опубликованном в 1956 году, Япония заявила, что вышла из послевоенного периода. В 1968 году экономические масштабы страны оказались на втором месте в мире. Благодаря своей экономической силе Япония смогла стать посредником между США и Францией.
В 1976 году в клуб вступила Канада. Так появилась «большая семерка». В 1978 году на саммите в немецком Бонне в центре внимания оказались Япония и ФРГ. Этим энергичным странам было поручено потянуть за собой мировую экономику. Произошло настоящее возрождение стран, которые проиграли во Второй мировой войне.
Переход к «политизированным саммитам»
В 80-е годы атмосфера саммитов, в ходе которых обычно обсуждались экономические меры, изменилась. На саммите в Венеции в 1980 году стороны обсудили вторжение СССР в Афганистан.
В 90-е годы произошли серьезные перемены. После развала СССР Россия перешла к диалогу с G7. В 1994 году она стала принимать участие в обсуждении политических тем. В 1998 году Россия вступила в клуб, и группа стала официально называться G8.
В 2014 году из-за украинского кризиса Москва поссорилась с западными странами. В марте президент США Барак Обама находился в резиденции премьер-министра Нидерландов в Гааге. Прошла экстренная встреча глав стран «большой семерки».
«Это вызов мировому сообществу. Необходим мощный и слаженный ответ». Президент Обама, сидя за круглым столом, с жестким выражением лица раскритиковал Россию. Россию исключили из G8. Стороны бойкотировали саммит G8, который должен был пройти в Сочи. Вместо этого был проведен саммит G7 в Бельгии. Проведение саммитов G8 оказалось под вопросом.
Осенью 2008 года разразился экономический кризис. Президент США Джордж Буш (George Bush) пребывал в сомнениях. В октябре он позвонил премьер-министру Японии Таро Асо (Taro Aso), чтобы посоветоваться. Г-н Асо сказал ему следующее: «Мы не сможем решить проблемы в формате G8. Необходимо включить Южную Корею, Китай и Индию, а также Австралию, поскольку она говорит о природных ресурсах».
В ноябре в Вашингтоне состоялся первый саммит в формате G20. Это была встреча, посвященная финансам.
Призывы к объединению с G20
Саммит, который прошел в 2003 году во французском Эвиан, стал площадкой диалога между развитыми и быстроразвивающимися странами. В нем приняли участие Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка и другие африканские страны. В июле 2008 года саммит прошел на озере Тоя на Хоккайдо. Тогда в Японию приехали различные представители быстроразвивающихся стран, включая главу Китая Ху Цзиньтао.
G20 стал «первым форумом международного экономического сотрудничества». В 2009 году страны G20 достигли соглашения и приняли решение о проведении регулярных встреч. В настоящее время доля ВВП стран «большой двадцатки» составляет 90% от мировых показателей. Саммит G20 стало сложно приравнивать к другим международным встречам.
Именно благодаря G7 Китай был втянут в структуру мировой экономики. Япония также сыграла здесь значимую роль.
В свое время Тяньаньмэньский инцидент привел к тому, что в 1989 году западные страны ввели жесткие санкции против Китая. Япония старалась смягчить эти санкции. Во время ужина на саммите в Хьюстоне, который прошел в 1990 году, премьер-министр Японии Тосики Кайфу (Toshiki Kaifu) объявил о разморозке йеновых ссуд Китаю.
«Если подвергать Китай остракизму и изоляции, это не принесет пользу миру в Азии и мировой стабильности. Япония обещала Китаю предоставлять займы в йенах. Я откровенно сообщил представителям других стран, что Япония будет постепенно снимать запреты».
Об этом г-н Кайфу заявил во время пресс-конференции. Действия Японии привели к тому, что и другие страны стали смягчать санкции. Это простимулировало политику руководителя Китая Дэн Сяопина по реформированию и либерализации, которую он провозгласил в 1992 году. В 2001 году Китай вступил в ВТО. В результате быстрого роста, который выражался двузначными цифрами, в 2010 году Китай обогнал Японию.
Формат саммитов развитых стран, на которых Япония представляла Азию, близок к переосмыслению. «А что если объединиться с G20?..». Такое мнение выражают некоторые представители американского правительства. Несмотря на это, Японии важно обсуждать политические проблемы только с развитыми странами.
В мае 2016 года саммит в Исэсима пройдет на фоне жесткой международной обстановки. В ходе этого саммита важно подтвердить значимость встречи основных демократических стран.
В этом году премьер-министр Японии принял участие в саммите в немецком Эльмау. На этом саммите представители стран-членов опубликовали заявление, в котором выразили жесткий протест в связи со строительством Китаем искусственных островов в Южно-Китайском море. Также они подтвердили единство позиции по Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (AIIB), который был создан по инициативе Пекина.
При этом Великобритания, Германия, Франция и Италия решили присоединиться к банку, в то время как Япония и США отказались от этого. Что страны намерены предпринять, чтобы сбалансировать экономическую дипломатию с учетом мощи китайской экономики и проблемы безопасности? Это также станет большой темой саммита в Исэсима.