Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Союзник Запада в «стратегическом вакууме»?

Интервью с сотрудником Польского института международных дел Конрадом Зашовтом

© AP Photo / Shakh AivazovПразднование подписания договора с ЕС в Тбилиси
Празднование подписания договора с ЕС в Тбилиси
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из-за участия России в украинском конфликте российское вторжение, подобное тому, что произошло в 2008, сейчас маловероятно. Россия пытается влиять на Грузию, используя пророссийские НКО. В долгосрочной перспективе нельзя исключить, что Россия предпримет более смелые попытки дестабилизировать Грузию, например, начнет поддерживать группы сепаратистов в регионах, населенных армянами или чеченцами.

Onet.pl: Вооруженный конфликт на Украине, с одной стороны, отчасти отвлек внимание от событий в Грузии, но одновременно заставил задаться вопросом о месте этой страны в стратегии Запада в отношении России. Можно ли сказать, что этот политический парадокс отражает международную позицию Грузии — страны, лежащей между Востоком и Западом? Каким может быть, по вашему мнению, ее место в экономической и военной системе Запада?

Конрад Зашовт (Konrad Zasztowt):
Из-за участия России в украинском конфликте российское вторжение, подобное тому, что произошло в 2008, сейчас маловероятно. Россия пытается влиять на Грузию, используя «бордеризацию» и спонсирование пророссийских НКО. В долгосрочной перспективе нельзя исключить, что Россия предпримет более смелые попытки дестабилизировать Грузию, например, начнет поддерживать группы сепаратистов в регионах, населенных армянами (Джавахетия) или чеченцами (Панкисская долина). ЕС и НАТО следует развивать свои инициативы во всем кавказском регионе и представить Грузии перспективу дальнейшего углубления интеграции с обеими организациями. Если Грузия в следующем году на саммите НАТО в Варшаве не получит План действий по членству в Альянсе, это станет большим разочарованием для общества и грузинской правящей элиты.

— Российско-грузинская война 2008 года остается тревожным воспоминанием. Так или иначе напряженная обстановка на Востоке заставляет задуматься, возможен ли вооруженный конфликт между Москвой и Тбилиси, между Тбилиси и сепаратистскими Абхазией и Южной Осетией, которые получают поддержку Москвы?

— Сейчас вероятность конфликта невысока, хотя Россия продолжает провокации, занимаясь, в частности «бордеризацией» (передвижением граничной линии вокруг Южной Осетии вглубь контролирующейся Грузией территории) и нарушением грузинского воздушного пространства.

— Сообщения о передвижении границ появились в июле. Могут ли сепаратисты и поддерживающие их россияне рассчитывать на то, что им удастся таким образом спровоцировать конфликт Тбилиси с самопровозглашенными республиками?

— Передвижение границ — это стремление унизить Грузию, однако это представляет основную проблему не для страны, а для жителей деревень в приграничной зоне, которые оказываются отрезанными от своих пастбищ и полей. Поводом для развязывания войны это не станет.

— Европейский союз старается поддерживать Грузию на ее пути в Европу, в частности, посредством программы «Восточное партнерство». Не мало ли этого? Конечно, важно, чтобы Тбилиси внедрил установленные европейские стандарты, но не должен ли ЕС оказывать грузинам больше экономической помощи, смягчить условия ее предоставления?


— ЕС следует дополнить предложение в рамках «Восточного партнерства» новыми элементами, которые бы включали в себя еще более глубокую экономическую интеграцию после вступления в силу договора о зоне свободной торговле, а также расширение свободы передвижения: Грузия продолжает ждать от Евросоюза отмены виз, тогда как Молдавия дождалась этого уже в прошлом году. Тбилиси рассчитывает, что в будущем грузины получат упрощенный доступ к рынкам труда стран ЕС. Европейский союз должен также продолжать оказывать поддержку внутренним грузинским реформам в сфере демократии, свободного рынка, правосудия, сектора безопасности.

— НАТО старается поддерживать Грузию при помощи специальных военных программ, преимущественно американских. Насколько реально, что эта помощь будет увеличена?

— Значительного увеличения в ближайшее время, скорее всего, ожидать не стоит. Однако следует должным образом оценить то, что НАТО уже сделало для поддержки модернизации грузинской армии. Важным событием было создание тренировочного центра Альянса в Грузии.

— Как в реальности выглядят европейские и натовские перспективы Грузии? Ни ЕС, ни Североатлантический альянс не спешат принимать к себе новые страны Восточной Европы или Кавказа из-за негативной позиции России. Могут ли «благие пожелания» грузин оказаться слабее жесткой геополитики?

— У Грузии в Европейском союзе и НАТО не так много друзей. Польша — один из немногих союзников Тбилиси, кроме Варшавы его поддерживают еще страны Балтии. Другие государства нашего региона, как Словакия, Чехия и Венгрия, относятся к активности ЕС и НАТО на Кавказе скептически, негласно считая этот регион сферой влияния России.

— Россия может держать регион Кавказа в положении стратегического шаха благодаря Евразийскому союзу, а также сильной позиции Абхазии и Южной Осетии. Обладает ли сейчас Запад реальным влиянием на государства этого региона и в особенности на Грузию?


— Запад обладает в Грузии влиянием, она выступает адресатом значительной поддержки со стороны ЕС и НАТО: это программы помощи, экспертные консультации, политическое содействие на международной арене (никто в ЕС не считает Абхазию и Южную Осетию самостоятельными государствами). В Армении доминирует Россия, хотя Ереван старается поддерживать независимый диалог в ЕС. Азербайджан не стремится к сближению с Евросоюзом, так как тогда ему пришлось бы отказаться от авторитарных практик и свернуть на путь демократии. Доходы от продажи нефти позволяют Баку игнорировать политическую и финансовую помощь со стороны ЕС.

— Может ли Запад усилить свое влияние в регионе Кавказа? Ситуация сложная, ведь этот регион представляет собой «подбрюшье» России, а некоторые государства там ведут в большей или меньшей степени пророссийскую политику. Есть ли у ЕС и НАТО шанс преодолеть это «геополитическое проклятье»?

— В ближайшее время кавказские государства будут дрейфовать между Европейским союзом, НАТО и Россией. Влияние Запада за пределами Грузии слишком слабо, однако Россия тоже не способна восстановить зависимость региона от московского центра по образцу советских времен за пределами маленькой Абхазии и еще меньшей по размеру Южной Осетии.

— Москва не собирается отказываться от Кавказа по геополитическим соображениям, и Кремль приложит все усилия, чтобы позиция западных стран в Грузии не укрепилась, а Тбилиси не занял еще более прозападный курс. Не попала ли Грузия в заколдованный круг?

— Если Европейский союз и Североатлантический альянс продолжат отступление из региона, это станет для Грузии «заколдованным кругом». Прозападно настроенные тбилисские элиты не позволят, чтобы их страна вернулась под контроль России. Однако если западные государства продолжат игнорировать Грузию, проект интеграции с ЕС и НАТО (в плане энтузиазма общества и правящих элит) может перегореть. Тогда реформы в Грузии, скорее всего, ожидает стагнация, а страна повиснет в стратегическом вакууме между ЕС, НАТО и Россией, вернувшись к внутренней политической дестабилизации 1990-х годов.