Вмешательство во внутренние дела других стран является одним из принципов внешней политики крупных держав мира. Преследуя свои цели и отстаивая собственные национальные, региональные и международные интересы, Соединенные Штаты используют самые разные способы вмешательства во внутреннюю политику чужих стран. Одним из примеров этого можно считать «посреднические перевороты», в ходе которых американцы отводят их формальным лидерам роль посредников в реализации собственной политики.
Переворот — это такой тактический прием, который заключается в стремлении некой незаконной политической коалиции путем насилия и угроз устранить от власти действующее правительство. Насилие, как правило, осуществляется небольшой группой лиц. Кстати, именно это отличает переворот от революции, которая совершается благодаря усилиям подавляющего большинства граждан.
В ходе «посреднического переворота» конкретные деятели, желая заполучить поддержку сверхдержав, добиваются при их помощи свержения национальных демократических правительств и получают власть в свои руки. При совершении подобных переворотов их лидерами и исполнителями обычно выбираются военные, которые назначаются для этого советниками из колонизаторского государства и послушно выполняют все данные им приказы. В настоящей статье мы приведем данные об осуществлении американцами политических переворотов в разных частях света и докажем наличие во внешней политике США принципа вмешательства во внутренние дела других стран.
Беглый взгляд в прошлое: государственный переворот в Иране
После начала движения за национализацию нефтяной промышленности в 1950 году Иран стал первой страной, которая смогла избавиться от господства Запада. Для получения политической и экономической независимости иранское правительство мобилизовало все свои ресурсы. В этой борьбе американцы сначала поддержали национальное движение в Иране, потребовав от Великобритании найти мирные пути решения противоречий. К слову, об этом много раз заявлялось в ходе встреч премьер-министра Ирана Мохаммеда Мосаддыка с представителями американского правительства. Однако постепенно, с расколом в рядах национального движения и ростом влияния в нем некоторых просоветских членов Народной партии Ирана («Туде»), Соединенные Штаты засомневались в целесообразности своей поддержки.
В конце концов, из опасений перед распространением коммунизма в Иране и возможностью навсегда лишиться доступа к иранским нефтяным ресурсам американцы поддались на уговоры Великобритании изменить свое отношение к процессу национализации нефти в Иране и были вынуждены принять против него конкретные меры. На самом деле изменить свою позицию по Ирану США вынудили соображения политики и риски, угрожавшие их интересам на Ближнем Востоке в случае продолжения антибританского по сути движения за национализацию иранской нефтяной промышленности. В результате этого Соединенные Штаты объединились с Великобританией в целях свержения правительства Мосаддыка.
Таким образом, основные международные игроки решили дать отпор освободительному движению иранского народа, которое могло бы стать весьма подходящей моделью для других зависимых стран. Вслед за этим великие державы приступили к разработке проекта по свержению национального правительства в Иране. В итоге ими был составлен секретный план под кодовым названием «Аякс», осуществление которого было возложено на Кермита Рузвельта (Kermit Roosevelt). Другими участниками этого заговора были директор ЦРУ Аллен Даллес, министр иностранных дел Джон Фостер Даллес, генерал Уолтер Беделл Смит и другие.
Однако ведущую роль в свержении правительства Мосаддыка все же сыграл Кермит Рузвельт. Фактически, он управлял двумя переворотами 16 и 19 августа 1953 года и поддерживал связь со всеми, кто находился в оппозиции к иранскому премьер-министру, начиная с шаха, военных и политиков и заканчивая простыми людьми. Первым результатом американо-британского союза, направленного против правительства Мосаддыка, стало похищение 28 февраля 1953 года начальника Главного управления полиции бригадного генерала иранской армии Афшара Туса (Afshar Tus) и его убийство 22 апреля.
Организаторы переворота рассчитывали под разными предлогами застать врасплох некоторых министров и других высокопоставленных чиновников кабинета Мосаддыка, включая министра иностранных дел Хоссейна Фатеми (Hossein Fatemi), начальника штаба армии Мохаммад-Таги Рейхани (Mohammad-Taghi Reyhani), лидера «Народного фронта» Али Шайегана (Ali Shayegan), спикера парламента Абдуллу Моазземи (Abdulla Moazzemi) и некоторых других. Заговорщики планировали свергнуть правительство путем его дисквалификации и вынесения при помощи своих единомышленников в парламента вотума недоверия, а затем собирались убедить шаха Мохаммад-Реза Пехлеви назначить на пост премьер-министра Фазлоллу Захеди.
16 августа 1953 года переворот не удался, потому что общественности и властям стало известно о планах заговорщиков, в результате чего шах принял решение в срочном порядке покинуть Иран. Однако сам Рузвельт остался в стране. Воспользовавшись слабостью исполнительных структур и задействовав уволенных военных, спустя три дня ретроградные монархисты и недальновидные политики все же смогли осуществить государственный переворот.
Вместе с тем это был отнюдь не последний американо-британский заговор в Иране. Спустя много лет, уже после победы Исламской революции, в 1979 году Соединенные Штаты попытались реализовать очередной государственный переворот. Дело в том, что Исламская революция бросила решительный вызов общей мировой системе и расстроила все планы Запада.
Исполнители нового заговора, будучи офицерами из ближайшего окружения последнего премьер-министра шахского правительства Шапура Бахтияра, объединились с некоторыми политиками внутри страны, чтобы обратиться за американской помощью. Весной 1979 года организацию сил внутри страны принял на себя полковник Мохаммад-Багер Бани-Амери (Mohammad-Bagher Bani-Ameri). При посредничестве полковника Бай-Ахмади (Bay-Ahmadi) он сообщил о своей готовности осуществить переворот иностранным спецслужбам.
Американская разведка свела Бани-Амери с ведомством Бахтияра. Сотрудничество полковника с бывшим премьер-министром и его сторонниками из партии «Мардом» («Народ») началось с целью составления планов по свержению новой республиканской власти. Однако до сих пор им так и не удалось составить ни один проект переворота. Причина этого объясняется в докладе бывшего главы ведомства ЦРУ в Тегеране Дональда Пакуина (Donald Paquin), который писал: «В случае, если армия выступит в поддержку какого-либо лидера, ситуация сможет измениться. Однако они (военные) все еще сильно напуганы. Дисциплина у них слабая, а профессиональные амбиции отсутствуют полностью. Приходится констатировать, что до сих пор среди них не появились лидеры, которые смогли бы вернуть армии чувство уверенности в себе».
Однако со временем монархические силы из числа противников иранской революции смогли договориться с политиками иностранных государств по поводу осуществления переворота, целью которого должно было стать свержение в стране республиканской власти. По мнению заговорщиков, основной удар следовало нанести по Тегерану, а уже после его падения как административно-политического центра должны были капитулировать и другие города. В связи с этим первоначально некоторые представители военных и политических кругов полагали, что штаб-квартира заговорщиков должна разместиться в столичном аэропорту «Мехрабад». Однако из опасений начала там массовых демонстраций населения было принято решение подыскать другую базу в более подходящем месте.
В конце концов, после ряда военно-стратегических экспертиз для начала операции была выбрана авиационная база «Шахид Нуже» в 60 километрах от Хамадана. Она была удобна для заговорщиков не только тем, что находилась далеко от города и основного скопления граждан. Дело в том, что эта авиабаза располагалась близко к западным границам страны, а в годы войны с Ираком из-за рассеянных ударов противника с земли и воздуха дислоцированная на базе авиация всегда находилась в полной боевой готовности. Еще одно преимущество выбора именно этого места для начала операции заключалось в том, что на этой базе несли службу некоторые из лидеров заговорщиков, в том числе генералы Мохаккаки (Mohaqqaqi) и Махдавиюн (Mahdaviyun) и капитан Нэмати (Nemati).
По плану, переворот должны были осуществить за несколько этапов. Первоначально планировалось разбомбить ключевые центры безопасности, а уже потом начать сухопутную операцию и захватить стратегически важные пункты страны. Через трое суток заговорщики должны были объявить о создании военного правительства. В конце уже осуществившийся переворот должны были одобрить некоторые духовные лица Ирана, присягнувшие на верность заговорщикам, а сами они перейти к формированию нового кабинета.
Благодаря работе сотрудников безопасности Исламской Республики план этого переворота так и не удалось воплотить в жизнь. На самом деле к неудаче привело непонимание его составителями реальной социально-политической обстановки в Иране. Вместе с тем Исламская Республика была отнюдь не единственным примером реализации американцами их стратегии вмешательства во внутренние дела других стран. Массу примеров этого можно найти и в новейшей истории государств Латинской Америки.
Некоторые доказательства причастности США к «посредническим переворотам»
Политики Соединенных Штатов, особенно со второй половины семидесятых годов прошлого века, активно поддерживают и сами реализуют тактику замены тех национальных правительств, которые действуют наперекор Западу. При этом Вашингтон считает данную установку частью собственных интересов. Первоначальным условием соглашения по смене власти в отдельно взятой стране считается разрешение на влияние Америки и ее прямого или косвенного вмешательства во внутренние дела. Все это необходимо американцам, чтобы иметь возможность заручиться поддержкой своих новых союзников и друзей, угодных Западу. Куба, Индонезия, Чили и Никарагуа испытали на себе приемы американского вмешательства, нацеленного на смену национальных режимов этих стран.
Куба
В сентября 1933 года Фульхенсио Батиста во главе с сержантами кубинской армии осуществил в стране государственный переворот, в результате которого от власти был устранен президент Херардо Мачадо, а его место занял Рамон Грау Сан-Мартин.
Политика последнего поставила под удар ситуацию в экономической, социальной и политических областях, которая начиная еще с 1898 года обеспечивала интересы кубинской элиты и Соединенных Штатов. Грау Сан-Мартин в одностороннем порядке отменил кабальные обязательства Кубы перед США, известные как «поправка Платта», и тем самым вызвал гнев Вашингтона. Тогда американские политики вознамерились устранить его от власти и ради этого объединились с Батистой. В январе 1934 года Грау Сан-Мартин был отправлен в отставку и президентом страны стал Карлос Мондьета.
В 1934 — 1940 годах Батиста фактически распоряжался всей властью в стране. При поддержке Соединенных Штатов он смог закрепить за собой прозвище «сильнейшего человека» Кубы. В течение этих шести лет он, по сути, был «черным кардиналом» кубинской политики и благодаря своей растущей власти заставлял уходить в отставку тех президентов, который не разделяли его политических взглядов. В конце концов, в 1940 году он официально принял участие в политической жизни страны, заняв пост президента Кубы.
Согласно кубинской Конституции, Батиста не мог оставаться президентом продолжительное время. По этой причине он решил сохранить свое влияние и вернуться в политику через несколько лет. Однако на президентских выборах в 1944 году победу одержал лидер оппозиционной коалиции Грау Сан-Мартин и Батисте пришлось отказаться от власти. В 1952 году он снова выдвинул свою кандидатуру для участия в новых выборах президента. Однако поняв, что из трех претендентов на президентское кресло у него самый низкий рейтинг, он вновь захватил власть путем переворота.
Батиста объяснил свой поступок желанием устранить коррупционного президента и в результате победил в ходе безальтернативных выборов, хотя набрал на них только 40% голосов избирателей. Получив в руки власть, Батиста стал править с опорой на кубинскую армию, вооружаемую Соединенными Штатами. В обмен на это, как пишет американский историк Стивен Амброз, новый президент признал тот факт, что он является лидером малой нации, которую инвестируют в основном США.
Гватемала
Другим примером американского вмешательства служит Гватемала. В 1951 — 1954 годах в этой стране правил президент Хакобо Арбенс Гусман, симпатизировавший партии коммунистов. Он начал проводить важную земельную реформу, однако в 1954 году ЦРУ отстранило его от власти и тем самым положило конец десятилетней работе правительства реформаторов. Руководителем переворота в Гватемале ЦРУ назначило полковника Карлоса Кастильо Армаса. На тот момент он находился в Гондурасе и получал там всю необходимую ему помощь. Когда же атака оказалась неудачной, директор ЦРУ Аллен Даллес отправил Армасу старые бомбардировщики времен Второй мировой войны. Авиация выполнила свое задание в небе над столицей страны, после чего Арбенс Гусман подал в отставку.
Чили
Аналогичный государственный переворот произошел и в Чили в 1973 году. Его целью было свержение избранного народного президента страны Сальвадора Альенде и устранение от власти его сторонников, придерживавшихся левых взглядов. Фактически, о своем согласии на осуществление переворота в письменной форме дали члены командования вооруженными силами страны, а затем и глава национальной полиции. На рассвете 11 сентября части военно-морских сил взяли под свой контроль портовый город Вальпараисо.
В столице армия закрыла радиостанции и опубликовало обращение в поддержку переворота. Спустя несколько часов напротив президентского дворца выстроились танки. После начала его блокады последовала ракетная атака военно-воздушных сил. Альенде не согласился на ссылку и совершил самоубийство, в результате чего власть в стране захватил Аугусто Пиночет. Этот переворот по устранению своенравного правительства тоже произошел при поддержке Соединенных Штатов.
Венесуэла
Переворот по чилийскому сценарию произошел в Венесуэле против Уго Чавеса в 2002 году. Венесуэльский президент был одним из тех, кто с огромным уважением относился к антиамериканским политикам, таким как Фидель Кастро. Он стремился создать такое государство, которое бы не признавало существующий международный порядок и отрицало западные критерии либерализма. В связи с эти в конце января 2002 года началась работа по устранению Чавеса от власти. В определенный момент на улице собралась демонстрация некоторых членов рабочих профсоюзов и предпринимательских сообществ с требованием отставки президента. В апреле того же года часть военнослужащих, которых поддерживали круги предпринимателей, предприняли попытку устранить Чавеса с поста президента, однако спустя два дня они сдались властям.
Главной причиной провала переворота было то, что некоторые из участвовавших в нем военных пожалели о своем поступке. Впоследствии было обнаружено, что за организациями активистов, выступавших против Чавеса, (и рабочими профсоюзами в частности) стояли именно Соединенные Штаты. Еще одним доказательством причастности этой страны к венесуэльскому перевороту в 2002 году стало то, что некоторые финансовые институты США, организованные для поддержки демократии, оказывали свою помощь участникам этого заговора.
Индонезия
Очередным фактом вмешательства Соединенных Штатов во внутренние дела чужой страны был переворот генерала Мухаммеда Сухарто против президента Индонезии Сукарно, ставший одним из самых кровопролитных за всю историю. Сукарно, разделявший коммунистические идеи, пришел к власти после получения страной независимости. В 1966 году он предоставил широкие полномочия командующему армией генералу Сухарто, в результате чего рядом с президентским дворцом расположились военные. Причиной этого стало появление информации о перевороте, который якобы готовила Коммунистическая партия, поэтому сотни тысяч индонезийских коммунистов были попросту уничтожены.
После прихода к власти военные оставили Сукарно его официальные полномочия, однако спустя год ему пришлось от них отказаться и его место занял генерал Сухарто. При поддержке западных держав новый правитель объявил вне закона деятельность Коммунистической партии Индонезии, ссылаясь при этом на совершаемые ею массовые убийства. Устранение кабинета Сукарно, который был одним из основателей движения неприсоединения, стало доказательством того, что Соединенные Штаты готовы пойти на экстренные меры, чтобы устранить те национальные правительства, которые действуют против американских интересов.
Никарагуа
После Сандинистской революции 1979 года Никарагуа тоже превратилась в страну, которая отказалась развиваться по американским стандартам, с чем Соединенные Штаты просто не могли мириться. В 1981 году тогдашний президент США Рональд Рейган уполномочил ЦРУ поддержать антисандинистские группировки и осуществить секретную операцию против властей Никарагуа. Не получив даже разрешения Конгресса, правительство Рейгана создало контрреволюционную армию под названием «контрас» и взяло на себя ее финансовое обеспечение. Эта армия состояла из бывших членов национальной гвардии бывшего никарагуанского лидера Анастасио Сомосы Гарсии.
Помимо этого, из видных представителей оппозиционной буржуазии Соединенные Штаты сформировали гражданское руководство, которое контролировалось контрреволюционной армией. Затем Вашингтон предпринял попытку в политическом и экономическом отношениях изолировать Никарагуа на международном уровне. Используя церковную иерархию и особенно местную буржуазию, американцы увеличили внутреннее давление на сандинистов. Противостояние не закончилось и тогда, когда «контрас» понесли поражение в борьбе с сандистами. В 1990 году экономические санкции, введенные США против сандистов, привели к их поражению на выборах, что, по сути, было мягким переворотом, инспирированным Америкой в этой стране.
Заключение
Во внешнеполитических доктринах США, начиная со времен Трумэна и заканчивая президентством Рейгана, всегда заявлялось о праве американцев поддерживать интересы «свободного мира» в его противостоянии коммунизму, несмотря на то, что такая поддержка подразумевала нарушение чужого национального суверенитета. Даже после распада Советского Союза американские политики продолжали придерживаться широкого толкования Теодором Рузвельтом доктрины Монро о праве США вмешиваться во внутренние дела других стран. Несмотря на то, что много лет тому назад Соединенные Штаты провозгласили своим лозунгом принцип невмешательства, они продолжают активно грубо нарушать национальный суверенитет других стран.
После Второй мировой войны американское вмешательство были либо тайным (через ЦРУ), либо косвенным (путем военно-экономической помощи), в то время как непосредственное использование военной силы случалось редко. В связи с этим реализация такой внешней политики можно трактоваться как осуществление конкретных общественных и партикулярных запросов, а также как реализация определенной международной роли, которую взяла на себя эта страна.
В ХХ веке Соединенные Штаты не только взяли на себя осуществление роли интервента, вторгающегося во внутреннюю политику разных стран мира, особенно государств Центральной Америки и Карибского бассейна. Помимо всего прочего, американцы выработали и закрепили собственную региональную и мировую политику при помощи своих планов государственных переворотов, о которых теперь стало известно, а также посредством международных норм и институтов, призванных якобы отвечать за сбалансированное поведение на международной арене. Подобная тактика, сопровождающаяся активным вмешательством во внутреннюю политику других стран, продолжилась и после окончания холодной войны.
Институты, которые делают возможным вмешательство в рамках американской внешней политики, были созданы в течение 1898 — 1938 годов. Именно на этой основе Соединенные Штаты ради достижения своих внутренних и международных целей использовали тактику вмешательства как один из методов собственной внешней политики.
Реализация «посреднических переворотов», которые можно расценивать как способ тайного американского вмешательства, считается одной из внешнеполитических стратегий США, в рамках которой план по насильственной смене власти в конкретной стране осуществляют некие агенты, представленные, как правило, военными. В целом, подобная стратегия американской внешней политики формируется из национальной концепции США. Фактически, постепенно на фоне своего развития Америка превратилась в крупную державу, которая сама для себя сформулировала ответственность сверхдержавного масштаба. С другой стороны, еще со времен экономического кризиса 1929 года между теоретиками американской внешней политики существует противостояние по поводу того, какой же концепции надо следовать американским властям — вмешательства или изоляционизма.
Тогда, согласно взглядам сторонников вмешательства в лице владельцев военно-промышленных предприятий и связанных с ними интеллектуальных кругов, выход из экономического тупика был возможен только путем создания нового мирового строя, в котором Америка должна стать державой, определяющей законы экономики и политики. Со временем, когда была сформулирована концепция нового мирового порядка, сторонники данной концепции стали доминирующими во внешней политике Соединенных Штатов. В годы холодной войны американские политики, основываясь все на тех же взглядах, начали активно продвигать доктрину Монро и грубо вмешиваться во внутренние дела стран третьего мира.
Так, Джон Фостер Даллас, государственный секретарь правительства Эйзенхауэра, в канун заключения Багдадского пакта заявлял, что любое нападение на Юго-Восточную Азию будет представлять угрозу для американцев, поэтому в целях ее предотвращения США непременно предпримут соответствующие меры. Ввиду этого в период существования биполярного мира Америка трактовала социальные процессы как угрозу коммунистической агрессии и требовала жестко на них реагировать. Именно поэтому «посреднические перевороты» стали для внешней политики США своего рода мерой защиты существующего строя.
Принимая во внимание нехватку у Соединенных Штатов опыта в создании эксплуататорской экономики в странах третьего мира и стремление основать собственные базы на границах с Россией и Китаем, американцы всегда выступали против какой-либо революции или изменений во властных структурах отдельных стран. После окончания холодной войны и распада Советского Союза основанием для осуществления вмешательства стало желание сохранить существующий мировой порядок. По этой причине «посреднические перевороты» до сих пор доказывают вмешательство Вашингтона во внутренние дела других стран и, как считает американский лингвист и философ Ноам Хомский, данный принцип закрепился в политической системе Соединенных Штатов. Вместе с тем такое поведение американских политиков в международных делах вызвано определенным набором внутренних интересов и своего рода готовностью международной среды для осуществления агрессии и вмешательства.