Двухчасовое представление, 12 тысяч солдат, 200 самолетов и вертолетов, сотни единиц бронетехники, передвижные системы запуска межконтинентальных баллистических ракет, которые могут достичь США. Для всех наблюдателей послание было предельно понятным.
«Китайцы любят мир, — торжественно заявил глава государства Си Цзиньпин в телевизионном выступлении в прошлый четверг. — Китай никогда не будет стремиться к гегемонии или экспансии. И никогда не заставит страдать другой народ».
На площади Тяньаньмэнь Китай с большим размахом отметил 70-летие «победы над японским агрессором» в присутствии лидеров или других представителей 31 государства. На церемонии не было ни одного официального лица из Японии и стран-союзниц США. Владимир Путин как почетный гость сидел по правую руку от председателя КНР и, по всей видимости, оценил грандиозный военный парад, в котором участвовали военнослужащие из 17 иностранных государств.
Китайские власти сделали все, чтобы крупнейший в истории страны военный парад прошел идеально. 10 тысяч заводов были закрыты, а движение машин и поездов остановлено, чтобы уменьшить загрязнение атмосферы. 850 тысяч дружинников следили за безопасностью на каждой улице столицы. Сети Wi-Fi были отключены. Казалось, даже безоблачное небо подчинилось требованиям Компартии.
Си Цзиньпин напомнил о величии нации, наследницы пятитысячелетней цивилизации, и с гордостью говорил о триумфе Китая в «мировой войне против фашизма». Затем китайский лидер объявил, что Народно-освободительная армия КНР (крупнейшая в мире с личным составом в 2,3 миллиона человек), сократит штат на 300 тысяч военных. Как бы то ни было, на операционных возможностях вооруженных сил страны это не отразится.
Это заявление было исполнено патриотизма, но в то же время и пацифизма: Си Цзиньпин использовал слова «мир» и «мирный» по меньшей мере 17 раз. У могучего Китая нет агрессивных планов в отношении остального мира. Тем не менее, его оборонный бюджет постоянно растет (по этому показателю он занимает второе место в мире, уступая только США), а напряженность в окрестных морях с соседними странами усиливается год от года.
Пришедший к власти в марте 2013 года Си Цзиньпин — лидер группы «красных принцев», то есть семей высокопоставленного коммунистического руководства, которые формируют настоящую аристократию Китая. Страна в буквальном смысле принадлежит им, и они стоят выше простых смертных: у СМИ даже нет права называть их имена. Си Цзиньпин укрепляет власть над государственным аппаратом и уже стал одним из самых влиятельных лидеров страны после Мао Цзэдуна.
Двухчасовое представление, 12 тысяч солдат, 200 самолетов и вертолетов, сотни единиц бронетехники, передвижные системы запуска межконтинентальных баллистических ракет, которые могут достичь США. Для всех наблюдателей послание было предельно понятно: Китай, конечно, хочет мира, но не готов пожертвовать ради него всем... И выпущенные в конце церемонии 70 тысяч голубей едва ли могут сгладить это чувство.