Военная выставка RAE (Russia Arms Expo — Российская выставка вооружения) за 10 лет существования заработала твердую репутацию сугубо делового мероприятия — удаленность от столицы позволяла организаторам не отвлекаться на яркое шоу, а сосредоточиться на рабочих вопросах.
В этом году таким рабочим вопросом стало импортозамещение и попытки справиться с экономическим кризисом.
Несмотря на очевидное стремление российских официальных лиц показать, что эту проблему удастся решить в короткие сроки, признаков понимания того, как это делать, пока нет.
В нынешнем году минобороны, казалось, выбило почву из-под ног нижнетагильского «Уралвагонзавода», который является главным устроителем RAE, организовав в Подмосковье масштабный форум «Армия».
Форум «Армия» был скорее пропагандистским мероприятием, придуманным и устроенным на скорую руку, но, несмотря на полное отсутствие репутации, вложенные в него средства — по информации СМИ, на оснащение парка «Патриот», в котором проходила «Армия», было потрачено до 20 миллиардов рублей — привлекли большое количество участников.
Очевидно, показав себя в Подмосковье, многие производители вооружений решили не ехать в Нижний Тагил, и RAE-2015 оказался неожиданно маленьким и даже камерным мероприятием.
Много иностранцев
«Уралвагонзавод» тоже был представлен на «Армии», но не стал тогда выкладывать все свои козыри, а приберег показанные ранее на параде Победы в Москве танк Т-14 «Армата», тяжелую БМП Т-15 для нижнетагильской ярмарки.
Более того, на ней показали две ранее не демонстрировавшиеся глубокие модернизации БМП-3.
Потенциал ведущего танкостроительного предприятия России «Уралвагонзавода» оказался довольно большой, а репутация выставки сыграла свою роль.
Несмотря на скромные размеры экспозиции, на форум приехало довольно много иностранцев.
По словам заместителя гендиректора Рособоронэкспорта Сергея Гореславского, всего в Нижний Тагил прибыли 30 иностранных делегаций. Назвал он, правда, только одну, из Саудовской Аравии, однако уровень — начальник штаба — довольно высок.
Непреодолимые препятствия...
Главными темами выставки в Нижнем Тагиле, как и во время Военно-морского салона в Петербурге, и на авиационном шоу МАКС в подмосковном Жуковском, стали импортозамещение и выживание военных предприятий в условиях кризиса.
«Уралвагонзавод» и сам первым пострадал от кризиса — спрос на вагоны, производство которых было основным источником доходов предприятия, упал настолько, что военная техника стала его главным товаром.
Выступление гендиректора «Уралвагонзавода» Олега Сиенко на конференции, которая состоялась на RAE в первый день работы выставки, было самым эмоциональным из всех. В какой-то момент было видно, что у менеджера дрожат руки. Настроение тоже заметно отличалось от выступлений официальных лиц из Госдумы, МИД, Рособоронэкспорта.
Станки XXI века
«Конечно, мы находимся в непростом времени. И как бы мои коллеги оптимистично его не называли, я имею в виду Рособоронэкспорт и Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству, что, мол, мы набираем обороты, это хорошо, но мы же видим, что происходит на самом деле. Санкции, в которых мы сегодня находимся все, это глобальное преодоление непреодолимых препятствий», — сказал он.
В течение всей конференции и после нее единственным конкретным предложением по импортозамещению были слова гендиректора УВЗ Олега Сиенко: «импортозамещение сегодня — это смена технологий, станков XX века на станки XXI века».
На фоне громких заявлений, что санкции — это политическая агрессия, или что санкции служат для вытеснения России с рынка вооружений, не прозвучало конкретных примеров того, как Россия с этим пытается бороться.
Главным препятствием, по словам Сиенко, является необходимость вести расчеты в долларах США, что ставит Россию в зависимость от Америки.
Впрочем, тему замещения валюты в международной торговле оружием никто не поддержал.
Многие на конференции все же сохраняли оптимизм и даже приветствовали наступившие времена, когда Россия, по их словам, избавляется от зависимости от западных технологий.
«Раньше мы предполагали, что чем шире будет кооперация, чем больше мы будем с помощью различных зарубежных комплектующих повышать тактико-технические характеристики нашей техники... Мы повышали конкурентноспособнсть нашей техники с одной стороны, но, с другой, нас сделали заложниками», — сказал первый заместитель комитета по промышленности Совета Федерации Владимир Гутенев.
Он, в частности, рассказал об опасности, которую таит в себе «иностранное оборудование с недекларируемыми возможностями», которые могут использовать недобросовестные партнеры в критический момент.
Запад и Восток
Гутенев уверен, что если в России не удастся наладить производство тех или иных компонентов, ранее закупавшихся на Западе, то их с успехом можно начать закупать, например, на Востоке.
По его словам, неудачи в одной из наиболее проблемных отраслей в России — неразвитое производство электронных компонентов — можно компенсировать поставками из Китая, Малайзии и Сингапура.
На вопрос корреспондента Би-би-си, не боится ли Россия, избавившись от зависимости от Запада, попасть в зависимость от Востока, замминистра иностранных дел России Сергей Рябков, также находившийся на конференции, сказал, что в Азии злоупотреблять доверием не принято.
«Взаимодействие с КНР и другими участниками БРИКСа выстраиваются по-другому. Там, если нет решения определенного вопроса или проблемы, никто ничего не форсирует. И культура выработки консенсуса и баланса интересов совершенно другая. Там нет такого нажимного, жесткого, безальтернативного подхода, с которым мы постоянно сталкивались, когда вели дела с нашими коллегами из США и Евросоюза», — сказал Рябков, добавив, что электронику в Азии покупает весь мир.
Глава комитета по обороне Госдумы Владимир Комоедов, сказал корреспонденту Би-би-си, что кооперация неизбежна в любом случае: «Быть совсем независимым тоже, наверное, плохо, ведь сейчас кооперация буквально во всем. И в политике, и в экономике, и даже в спорте».
Но при этом Комоедов твердо сказал, что в военном деле такого быть не должно.
Не в ногу со временем
Выступавший на конференции эксперт Jane’s Defence Кристофер Фосс (Chris Foss), которого попросили рассказать о последних тенденциях в развитии бронетехники, в принципе похвалил Россию, которая собирает оборонные предприятия в крупные корпорации под управлением государства, и пытается наладить производство бронетехники на собственной территории.
По его словам, это позволяет избежать многих нестыковок и неувязок в области стандартов и требований.
Но картина, которую нарисовал эксперт, говоря о мировых тенденциях в этой отрасли, сильно отличается от того, что происходит в России — международное сотрудничество, импорт технологий и зачастую даже отказ от производства собственных танков в пользу покупки импортных, тендеры и частный капитал.
Впрочем, пока речь идет о тех системах, которые Россия производит давно, она чувствует себя довольно уверенно. На выставке ходит немало слухов о возможном подписании контрактов на поставки модернизированных Т-90 в различные ближневосточные страны.