В последнее время идут острые дебаты о том, как единый ударный истребитель F-35 компании Lockheed Martin может проявить себя в бою с другими боевыми машинами, особенно с современными российскими и китайскими самолетами.
Спор этот не будет разрешен до тех пор, пока F-35 и J-20, J-31, ПАК ФА или Су-35 не сойдутся в первый раз в воздушном бою. Кроме того, существует множество других факторов, кроме качеств самих самолетов. Да и спорить на эту тему бесполезно. Хотим мы этого или нет, но Пентагон, скорее всего, в итоге приобретет тысячи машин F-35, а поэтому Lightning II — это для Америки надолго.
Критики F-35 указывают на то, что этот одномоторный самолет-невидимка не очень хорошо проявил себя в сравнении с довольно старым F-16D модификации Block 40, у которого два подвесных бака емкостью 1 400 литров. F-35A, являющийся самым поворотливым из трех версий истребителя, убедительно показал, что он не такой маневренный, как более старые машины. Но для большинства тех, кто следит за этой программой, в данном обстоятельстве нет большой неожиданности.
Между тем, сторонники F-35, в первую очередь, Lockheed Martin и руководители программы единого ударного истребителя, попытались отмахнуться от этих результатов. При этом они изо всех сил старались выставить издание War is Boring на посмешище. Lockheed Martin и Пентагон утверждали, что испытания на самом деле не показательны, потому что испытательный образец F-35, состязавшийся с F-16, имел неполный комплект бортового радиоэлектронного оборудования, у него не было маскирующего покрытия, нашлемного дисплея, и кроме того, он не был оснащен ракетами с непрямой наводкой типа AIM-9X Sidewinder. А еще Lockheed Martin и руководители программы единого ударного истребителя заявили о том, что F-35 предназначен для ведения боя на большом удалении.
Правы и те, и другие, но никто из них не рассказывает все полностью. Как сказал мне один старый друг с Капитолийского холма, «в политических коммуникациях факты — интересная, но второстепенная вещь, не имеющая никакого значения. То, что мы делаем здесь, называется их подтасовкой». Именно так все здесь и происходит — обе стороны избирательно используют факты для подкрепления своих доводов, то есть, занимаются подтасовкой.
На самом деле, F-35 никогда не предназначался для завоевания превосходства в воздухе — и по этой причине его назвали единым ударным истребителем. Лет 10 тому назад в американских ВВС говорили о том, что F-22 Raptor компании Lockheed Martin жизненно важен для национальной безопасности, потому что F-35 не сможет справиться с истребителями противника и противостоять самым современным комплексным системам ПВО, таким как российская С-400. Но когда программу строительства «Рапторов» остановили, ВВС внесли изменения в свой рассказ.
С момента остановки производственной линии F-22 ВВС пытаются представить F-35 как многоцелевой чудо-самолет, который может выполнять любые задачи, являясь универсальной платформой. Чтобы понять это, далеко ходить не надо: достаточно посмотреть на то сражение, которое разгорелось из-за планов ВВС снять с вооружения А-10. А Lockheed только подливает масла в огонь. Эта компания неоднократно делала громкие заявления о характеристиках и возможностях F-35, которые позднее оказывались ложными. Один пример, который приходит мне на ум, это рассказ летчика-испытателя Lockheed Билли Флинна (Billie Flynn), которые поведал мне, что у F-35 с полной боевой нагрузкой такие показатели как угол атаки и ускорение лучше любого самолета, за исключением F-22. Но отчет об испытаниях, который удалось достать Дэвиду Эксу (David Axe), однозначно показывает, что Флинн говорит неправду.
Да, у привлеченного к летным испытаниям опытного образца F-35 не было маскирующего покрытия и полного комплекта бортового радиоэлектронного оборудования. Но это не имеет никакого значения в воздушном бою на удалении прямой видимости. Lockheed Martin и руководители программы единого ударного истребителя почему-то не упомянули, что когда американские F-35 (у британских усовершенствованные ракеты ближнего действия класса «воздух — воздух» ASRAAM размещаются внутри) имеют полную комплектацию малозаметности, они не несут нечувствительные к инфракрасным ловушкам ракеты непрямой наводки AIM-9X. Поэтому нашлемный дисплей не имеет в данном случае никакого значения. Далее, если бы этот самолет оснащался ракетами AIM-9X, то размещать их пришлось бы на внешней подвеске, что свело бы к нулю все свойства невидимости. Так что разговоры об отсутствии покрытия это тоже очередная «утка».
Кроме того, аэродинамические характеристики это далеко не все. Авионика и малозаметность тоже очень важны. Хотя F-35 не является поющим и танцующим вторым пришествием, как нас пытаются убедить Lockheed Martin и представители программы единого ударного истребителя, они правы в том, что преимущества данной машины в ее невидимости, приборах обнаружения и сетевой работе.
Хотя F-35 не обладает необходимыми кинематическими характеристиками для пуска усовершенствованных ракет класса «воздух — воздух» средней дальности (AMRAAM) AIM-120, какие есть у «Раптора» и F-15C, он, скорее всего, может подлетать незамеченным к самолету противника на дальность пуска и первым наносить удар. Конечно, AMRAAM это довольно старое оружие, и она не защищена от воздействия цифровых радиочастотных постановщиков помех с запоминающим устройством; но США со временем обязательно создадут ей на замену новую ракету класса «воздух-воздух». Пока у Америки не появится такая ракета, четырех AMRAAM, которые несет на борту оснащенный для воздушного боя F-35, может оказаться недостаточно. Но поскольку воздушные бои случаются нечасто, это вряд ли можно назвать роковым недостатком.
Далее, имея возможность работать в сети, группы F-35 могут осуществлять взаимодействие и обмениваться информацией — а это дает им огромные преимущества. А поскольку американские летчики хорошо подготовлены и обучены, используют превосходную тактику и платформы обеспечения типа AWACS (это реальное преимущество Пентагона), F-35 наверняка способен достойно побороться почти с любым противником. Это относится и к лучшим самолетам России и Китая. У российских и китайских машин наверняка намного лучше кинематические характеристики, но они отстают по характеристикам малозаметности, по приборам обнаружения и по показателям сетевой работы, которые для современного воздушного боя несомненно важнее.
Как я уже говорил в начале статьи, пока F-35 не сойдется в бою с хорошо подготовленным и оснащенным противником, летающим на современных самолетах, мы не будем знать, насколько он хорош или плох. Будем надеяться, что нам не придется это выяснять.