Не ругайте Apple за то, что она предлагает кучу новых продуктов типа iPhone, iPad и Apple TV, которые очень похожи на старые или выглядят как копии конкурентов. Эта компания действует умнее, чем может показаться на первый взгляд.
У нового iPhone 6s всего одна по-настоящему новаторская функция — так называемая 3D Touch. Она позволяет различать силу вашего нажатия на дисплей, реагируя на нее соответственно — как в Apple Watch. Ценность функции весьма сомнительна, ведь люди используют всего несколько самых интуитивных жестов на своих телефонах: касание, смахивание, сведение и разведение пальцев. Все остальное трудно запомнить, и дизайнеры интерфейсов не рекомендуют разработчикам чрезмерно увеличивать количество жестов.
У 6s - усовершенствованная камера, обеспечивающая примерно такое же качество картинки, как у всех мобильных телефонов верхней линейки. Она прекрасно подходит для социальных сетей и для всего прочего, что может придумать фотограф-любитель; но профессионала не удовлетворит ни одна камера на мобильном телефоне. Если вы подчеркиваете, насколько лучше стала камера, значит, у вас почти иссякли идеи. Именно так поступала Nokia перед тем, как продать свой мобильный бизнес компании Microsoft.
Поколение 6s вряд ли будет таким же успешным, как предыдущее, которое вопреки догме Стива Джобса предложило более крупный экран. Дон Хмелевски (Dawn Chmielewski) с вебсайта Re/code предложил хороший способ для сравнения показателей успеха. Если объем продаж новой модели достигнет 70% от общего объема продаж iPhone за тот квартал, когда она была запущена, то все прекрасно. 5s не прошел испытание, а для 6s планка установлена высоко: за три месяца до конца июня Apple продала 47,5 миллиона айфонов. Это больше, чем она продавала когда-либо в третьем квартале после запуска.
Рынок смартфонов достиг уровня зрелости. Наблюдавшийся в последние годы бурный рост не может длиться вечно. В основном он был вызван расширением географии: за три месяца до конца июня продажи Apple в Китае выросли в два с лишним раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и достигли 13,2 миллиарда долларов. Сейчас китайская экономика замедляется, и производитель бюджетных моделей Xiaomi восстановил свое лидерство. Только Индия способна дать продажам Apple такой мощный толчок, какой обеспечивал Китай. Но эта страна пока не готова к ценам Apple.
Apple — не фабрика чудес. Это очень хорошо организованный бизнес. В прошлом квартале iPhone в общем объеме ее продаж составил 63,2%. Глава компании Тим Кук знает уязвимости Apple, и никто пока не разгадал, как будет выглядеть новый квантовый скачок в смартфонах. Кроме того, у компании нет нового флагмана в линейке продукции. Так что единственный способ сохранять солидный рост — увеличение продаж тех продуктов, которые отстают. Именно так Apple поступает с iPad и с Apple TV.
Объем продаж таблеток у компании сегодня самый низкий с тех пор, как она в 2011 году запустила iPad. Идет сокращение всего рынка, и параллельно уменьшается доля рынка Apple, поскольку никому не известные производители наступают, а люди не видят большого смысла в переходе к новым моделям. Поэтому компания пытается видоизмениться, особенно на корпоративном рынке. Новый iPad Pro является бессовестной попыткой имитации конструктивных параметров, которые с огромным трудом усовершенствовала Microsoft, создав гибрид планшета и ноутбука. Как только линейка Surface Pro компании Microsoft начала получать высокие оценки и хорошо продаваться, Apple устремилась в атаку (что я и предсказывал год назад). У ее версии большой экран, отделяемая клавиатура, стилус (для Джобса это была анафема) и процессор как у настольного ПК. Главное отличие в том, что на iPad не используется операционная система Apple Mac OS. Такой переход стал бы мощным ударом для разработчиков, которые сегодня делают хорошие деньги, продавая приложения для операционной системы iOS, используемой в iPad и iPhone.
Хорошо, что Apple не боится копировать. Я никогда не покупал Surface Pro, хотя восхищаюсь этой таблеткой. Дело в том, что я вынужден пользоваться Windows на работе, и этой неприятности мне вполне хватает. Я всерьез подумываю о том, чтобы купить iPad Pro взамен ноутбука. Стилус позволит мне стенографировать и делать пометки, как я привык. Это дорогое удовольствие, ведь цены на iPad Pro без клавиатуры начинаются с 799 долларов, а стилус стоит 99 долларов, но iPad Pro вполне может конкурировать с Surface Pro.
Проигрыватель Apple TV всегда был пасынком в семье Apple. Джобс как-то сказал, что первая версия устройства это «не то, чего хотели люди». Однако этот проигрыватель ежегодно приносил Apple около одного миллиарда долларов дохода, хотя он уступает похожим устройствам Amazon, Roku и Google. Новый Apple TV догоняет конкурентов по функциональности, имея, среди прочего, функцию голосового поиска. Его ни в коем случае нельзя назвать революционным устройством, но теперь пользователям Apple уже не нужно выходить за пределы своей экосистемы. Они заплатят за то, чтобы остаться в своей зоне комфорта.
Бесполезно ждать, когда Apple допустит ошибку. Эта компания знает свои рынки, следит за всеми конкурирующими продуктами и прилежно работает над тем, чтобы по меньшей мере не отстать от них. А поскольку ее продуктами пользуется огромное количество людей, она наверняка будет и впредь пожинать плоды своей закрытой экосистемы. Запуск последнего продукта Apple стал мощной демонстрацией ее силы как заурядной компании.
Содержание статьи может не отражать точку зрения редакционной коллегии, а также Bloomberg LP и ее собственников.