Что является истинной причиной катастрофы с беженцами, которая разворачивается на глазах мировой общественности в Средиземном море? Где проходят главные стены, возведенные объединенной Европой против и нежелательных мигрантов, и против людей в настоящей беде? Не пора ли перестать придерживаться Конвенции ООН о всеобщем праве на убежище, конвенции, которую Европа давно не в состоянии выполнять, а поставить реалистичные цели по приему беженцев?
Мы представим вам точки зрения на эти вопросы профессора Ханса Рослинга, считающего, что корень проблемы находится в Директиве ЕС об ответственности транспортных компаний, ограждающей ЕС лучше заборов с колючей проволокой; исследователя вопросов международной миграции из Гетеборгского университета Юакима Руиста, полагающего, что честней Конвенцию ООН о беженцах отменить. А также дадим слово депутату Европарламента от партии Центра Фредрику Федерлею, который лоббирует линию на выдачу гуманитарных виз в страны ЕС непосредственно на местах, близких к конфликтам.
В ставшем популярном в сети видеоклипе профессор шведского Каролинского института в области глобального здоровья Ханс Рослинг наглядно показывает, насколько дороже беженцам из северной Африки или Турции добираться в европейские страны нелегально, морским путем, при том, что подобное путешествие связано с гигантским риском. Как на причину такого положения, он указывает на Директиву Европейского союза от 2001 года, по которой транспортные компании, будь то авиаперевозчики или пароходства, штрафуются, если берут к себе на борт людей, не имеющих виз в те страны, куда они направляются.
Согласно этой директиве, беженцев перевозчики брать на борт право-то имеют — но им самим в этом случае нужно быстро определить, кто стоит перед ними, просто будущий нелегал или беженец, соответствующий всем критериям. Поэтому и не берут никого. Поэтому и садятся люди в утлые лодки и пытаются добраться до Европы морем, откуда их назад сразу не отправляют, а прошения их об убежище, по меньшей мере, рассматривают.
«Стена, которую Швеция воздвигла на стойках регистраций авиакомпаний, куда выше и плотнее, той, что строят венгры, — говорит профессор Рослинг в интервью газете «Метро«. — А то, что СМИ называют людей, которые беженцам помогают — контрабандистами, просто постыдно. Ведь когда беженцы добираются до места, их принимают. И где тогда тут контрабанда?»
О пересмотре системы ответственности транспортных компаний заговорили ныне и ряд шведских политических партий, в частности, Народная Либеральная и партия Центра. Депутат Европарламента от партии Центра Фредерик Федерлей в интервью Русской редакции Радио Швеция также признает, что директива ЕС об ответственности транспортных компаний является фактически стеной на пути беженцев в Европу.
— Но что можно с этим поделать?
— Можно, например, отменить штрафы, которые авиакомпании вынуждены платить. (Штраф за каждого провезенного нелегала составляет 10 тысяч евро, кроме того, авиакомпании обязаны принять на себя все расходы по возвращению этих людей в пункт, откуда они прибыли). Тогда авиакомпании моментально изменят свое отношение. Авиакомпания SAS заявила на днях, что с удовольствием будет перевозить беженцев. Но компания, разумеется, не хочет нести столь значительные расходы, если человек убежища не получит. Так что они на борт никого не пускают. Швеция в одностороннем порядке не может внести изменения ни в правилах визирования, ни в вопросе ответственности компаний перевозчиков, это прерогатива ЕС.
— Но что ЕС делает для этого?
— Мы пытаемся работать в этом направлении И мы очень рады, что председатель ЕС Жан-Клод Ю́нкер поднял эти вопросы в своей программной речи. Так что, перемены на подходе.
На другую сторону проблемы обращает внимание экономист, специалист по вопросам международной миграции из Гетеборгского университета, Юаким Руист. Он полагает, что во многом в нынешней трагедии повинно не реалистичное, а показное следование Конвенции о беженцах ООН.
— Конвенция о беженцах гласит, что всем, кто имеет законные основания и приезжает в какую-либо страну, следует предоставить защиту. На практике Европа этого исполнять не может, по крайней мере, в последние 30 лет. Хотя, таких беженцев с законными основаниями, приезжало много. И поэтому просто делался вид, что эти права соблюдаются. Конвенция сохранялась, все ее нормы сохранялись, но для того, чтобы избежать приема большего числа иммигрантов, беженцев, чем хотелось бы, создавались разные препятствия для подачи прошений. Им запрещали сюда приезжать, строились стены, в море выходили патрульные катера, вводилась ответственность перевозчиков. И все это привело и приводит к гибели тысяч людей на пути. А контрабанда беженцев стала многомиллиардной индустрией.
— Но что произойдет в результате отмены Конвенции о беженцах? Прием станет более гуманным?
— В этом случае, я надеюсь, будет правдиво заявлено о том, сколько беженцев Европа готова принять. И тогда будут приняты честные политические решения о том, скольких мы готовы пустить сюда. И не нужно будет пытаться проделывать эти странные телодвижения, препятствующие людям подавать прошения об убежище или, что им нужно сюда приезжать, чтобы подать такие прошения. И если есть основания, все могли бы подавать такие прошения в посольствах или на внешних границах ЕС. В этой ситуации можно придерживаться того потолка приема, который установлен, и выбирать тех, кто в большей степени нуждается в защите. Но для этого, разумеется, необходима система распределения беженцев, где будет определяться, куда они попадут. И к этому, ныне, похоже, все идет. После принятие решения Германией. Но, чтобы такая политика была гуманной — потолок приема должен быть достаточно высоким.
По мнению Юакима Руиста именно это и является ключевым вопросом, и его радует перемена общественного мнения последнего времени, когда Европа демонстрирует фантастические примеры гуманизма и солидарности.
— Понято, что если при введении подобной системы потолок приема будет слишком низким, то народ все равно будет садиться на смертельно опасные для жизни лодки или выбирать другие рискованные пути. Разница в том, что они изначально будут знать, что они не имеют шансов на легальное пребывание в Европе. В отличие от сегодняшней системы, когда у людей есть надежда, некоторый шанс на легализацию в странах ЕС.
— Но может ли такой потолок приема соответствовать масштабам нынешних проблем с беженцами в связи с войнами и конфликтами?
— В этом и фокус, что он даже приблизительно не будет соответствовать тому числу беженцев, которые мы имеем в мире. Когда, по оценкам, в мире около 60 миллионов беженцев. Но я на это и хочу указать — что Евросоюз не готов принять 50 — 60 миллионов беженцев. Если бы к этому Европа была готова, то это можно было бы осуществить в рамках нынешней системы. Но Европа не готова, и лучше это честно признать и проводить соответствующую политику.
Возвращаясь к началу сюжета, я спрашиваю Юакима Руиста, что он думает о высказываниях Ханса Рослинга, и о роли Директивы ЕС по ответственности транспортных компаний.
— Что это: технический инструмент проводимой политики или реальная проблема?
— Думаю, Рослинг немного неправильно расставляет акценты. Ответственность транспортных компаний — это всего лишь одно из странных следствий принципиально ошибочной системы. А базовая ошибка в том, что на бумаге мы говорим, что готовы предоставлять убежище всем, кто на это имеет основания, хотя на деле, этого исполнить не в состоянии. Поэтому и были изобретены такие препятствия.