В этом году в Германии могут попросить политическое убежище от 800 тысяч до 1 миллиона человек. Считается, что около половины из них его получат. Принимая беженцев из охваченных войнами стран, немцы руководствуются гуманитарными и моральными соображениями, мало думая пока о возможных последствиях происходящего.
Оставим за скобками проблемы культурного, межэтнического и религиозного характера, которые наверняка породит прием такого числа беженцев, пребывающих в Германию главным образом из мусульманских стран. Сосредоточимся исключительно на социально-экономических аспектах.
Бездефицитный госбюджет по-прежнему реален
Сразу же встает вопрос: кто за все это заплатит? Ответ предельно прост: государство в лице федеральных, земельных и местных властей. Соответствующие статьи расходов у них имеются, в следующем году их увеличат на 6 миллиардов евро. Так, в федеральном бюджете на 2015 год на прием беженцев был выделен 1 миллиард евро, в бюджете на 2016 год к этим средствам добавят 3 миллиарда. Еще 3 миллиарда получат федеральные земли и муниципалитеты. Впрочем, в Берлине исходят из того, что суммарные расходы на прием беженцев могут достигнуть в 2016 году 10 миллиардов евро.
Много это или мало? По итогам первых шести месяцев 2015 года бюджетный профицит всех государственных органов власти ФРГ составил 21,1 миллиарда евро, из которых половина пришлась на федеральное правительство. Таким образом, стабильный рост немецкой экономики и рекордно высокая занятость за полгода обеспечили Берлину сверхплановые налоговые поступления в размере этих самых 10 миллиардов.
Иными словами, Германии для финансирования приема и содержания беженцев даже не придется отказываться от амбициозной цели прожить не только 2015, но и 2016 год с бездефицитным бюджетом, показав тем самым пример строгой финансовой дисциплины другим странам еврозоны. Если же в следующем году небольшой дефицит все же возникнет, то Берлин без труда займет необходимые средства на рынке капитала на весьма выгодных условиях. Так что никакой необходимости в обозримом будущем повышать налоги нет.
Небольшая программа стимулирования внутреннего рынка
На что пойдут деньги, выделяемые на прием беженцев? На их первичное размещение в общежитиях, на питание и предметы первой необходимости, на выплату им 143 евро ежемесячно, на оплату медицинских услуг и, естественно, административного аппарата. Если вдуматься, то, по сути дела, речь идет о небольшой государственной программе по стимулированию экономики.
Вместо того, чтобы направить внеплановый профицит на погашение госдолга, Берлин делает то, чего давно добиваются от Германии ее партнеры по еврозоне: на средства налогоплательщиков подогревает внутренний спрос. Ведь массовая закупка для беженцев продуктов питания и потребительских товаров, аренда жилых контейнеров, оплата услуг ремесленников, оборудующих и обслуживающих общежития, работы водителей автобусов, переводчиков, врачей — все это означает закачивание денег на внутренний рынок.
Конечно, 10 миллиардов из казны можно было бы потратить как-то более инновационно и эффективно, и никаких особых импульсов от этих денег немецкая экономика, конечно же, не получит. Однако отрицательных макроэкономических эффектов от инвестиций в прием беженцев в краткосрочном плане уж точно не будет (охлаждение экономики Китая — угроза несравнимо более серьезная).
К положительным для рынка труда эффектам можно отнести срочное создание новых весьма хорошо оплачиваемых рабочих мест: 3 тысяч в федеральной полиции и 1 тысячи в Федеральном ведомстве по делам миграции и беженцев (BAMF) в Берлине.
Какова цель: работать или получать социальную помощь?
Таким образом, на данном этапе прием сотен тысяч беженцев требует от Германии гигантских организационных и логистических усилий, но крупных социально-экономических проблем не порождает. Но они могут возникнуть в среднесрочной перспективе. Если сегодняшние беженцы, получив официальное разрешение на пребывание в ФРГ и все полагающиеся им по закону материальные блага, довольствуются статусом получателя социальной помощи и не захотят или не смогут найти работу, финансовая нагрузка на государство начнет стремительно нарастать.
Насколько велика опасность такого развития событий? Этого не знает никто. Можно только надеяться на то, что люди, рискуя жизнью и здоровьем, преодолевают моря, границы и тысячи километров не для того, чтобы в стране своей мечты до конца дней жить иждивенцами. Тем более, что подавляющая часть прибывающих — это молодые люди, у которых вся жизнь еще впереди, а многие сирийские беженцы являются представителями среднего класса, хорошо образованы и явно стремятся самореализоваться на новом месте.
Однако дело тут далеко не только в настрое самих беженцев. До сих пор законы и административная практика в Германии не способствовали вовлечению в трудовую жизнь людей, получивших политическое убежище: сказывалась привычка ограждать рынок труда от лишней конкуренции. Но в 21-м веке ситуация в стране кардинально изменилась: население страны стареет и сокращается, нарастает дефицит рабочих рук, пришлось поднять пенсионный возраст до 67 лет, поскольку все меньше молодых платят взносы в фонд, из которого все больше пожилых получают пенсии.
Немецкому рынку труда необходимы иностранцы
Эксперты давно уже бьют тревогу: для сохранения нынешнего уровня благосостояния Германии необходим широкомасштабный приток мигрантов, иначе к 2030 году немецкая экономика столкнется с нехваткой 10 миллионов работников. Так что бизнес вот уже целый ряд лет требует от правительства целенаправленного привлечения иностранных трудовых ресурсов.
И вот сейчас благодаря неожиданному массовому притоку беженцев вдруг появилась возможность хотя бы частично решить эту проблему. Конечно, среди прибывающих далеко не все являются, скажем так, идеальными кандидатами на имеющиеся вакансии. Ведь немецкая экономика испытывает потребность не в дешевой, а в квалифицированной рабочей силе. Однако еще раз подчеркнем: Германия занимается сейчас не рекрутингом, а спасением попавших в беду людей.
Тем не менее многие беженцы имеют неплохие шансы на немецком рынке труда. На начало сентября в системе профессионально-технического обучения, в которую вовлечено большинство предприятий страны, оставались незаполненными 40 тысяч мест. Многие фирмы готовы взять беженцев в ученики (даже если те пока плохо говорят по-немецки), но не хотят начинать трехлетнюю программу подготовки молодых людей, не зная, получат ли они право остаться в Германии или нет. Поэтому бизнес требует резко ускорить процедуру рассмотрения заявлений на получение убежища.
Другое требование бизнеса к политикам: ускорить и упростить процедуру предоставления разрешений на строительство социального жилья. Считается, что при таком количестве беженцев ежегодно понадобятся 250-300 тысяч новых недорогих квартир, а в 2014 году их было сдано не более 70 тысяч. Если правительство, к примеру, несколько снизит резко ужесточившиеся требования к энергоэффективности зданий (в идеале — до уровня 2009 года), то в этом сегменте в ближайшие годы даже возможен бум.
Так что если правительство и парламент Германии будут действовать быстро и гибко, нынешний приток беженцев начнет достаточно быстро давать положительные экономические эффекты. А это в свою очередь поможет снизить остроту других проблем, неминуемо возникающих при переселении в страну такого количества иностранцев.