Актуальные угрозы для общей безопасности — долгосрочные и исключительно сложные, а Болгария является активным участником в поисках срочных, системных и единых ответов на все вопросы, связанные с преодолением вызовов. Этими словами министр иностранных дел нашей страны Даниэл Митов приветствовал участников международной конференции на тему: «Роль НАТО и ЕС в широком черноморском регионе». Событие было организовано Софийским форумом по вопросам безопасности совместно с Центром европейских исследований им. Вилфреда Мартенса и фондом им. Конрада Аденауэра.
«В последний год мы стали свидетелями углубления и расширения палитры рисков для безопасности. Кризис на Ближнем Востоке и все более ощутимое влияние «Исламского государства» ставят не только Болгарию, но и весь европейский континент в новую ситуацию», — указал глава болгарского МИДа, комментируя основные вызовы, проистекающие из кризиса на Ближнем Востоке и в Северной Африке. «Кризис, разразившийся вокруг беженцев и мигрантов, стал одним из самых масштабных вызовов за последние несколько десятилетий. Не меньше рисков намечается и на северо-востоке. Аннексия Крыма и усилия России, направленные на дестабилизацию Украины резко изменили целостную ситуацию вокруг безопасности Европы в целом, и Черноморского региона, в частности. Это действия, представляющие собой прямое попирание ключевых ценностей и принципов европейского порядка. В настоящий момент все эти недавно возникнувшие риски следует принимать как долгосрочные и требующие принятия серии мер. Весь этот контекст ставит Болгарию в новую и совершенно различную ситуацию. Из внешней границы ЕС мы утвердились уже как «первая линия контакта» с множеством явлений, вызывающих по своему характеру риски и угрозы. С этой точки зрения необходимо изменение, как инструментов для реакции, так и нашего внешнеполитического поведения, в целом. Необходимы также изменения в политике ЕС и НАТО. Нужны также новые, региональные меры, при помощи которых мы могли бы лучше реагировать на долгосрочные риски для нашей безопасности. Необходимы еще дальнейшая европеизация политики в отношении беженцев и оказание более системной финансовой и институциональной поддержки государствам, являющимся внешними границами Сообщества».
Далее в своем выступлении министр Митов подчеркнул и приоритетное значение безопасности Черноморского региона для Болгарии. «Этот регион сможет продолжить свое развитие лишь только на основе полного признания и уважения права каждого государства на свободный выбор по вопросу о том, в каких экономических и политических сообществах состоять, а также на сохранение его территориальной целостности. Республика Болгария неизменно поддерживает это суверенное право и помогает в рамках своих возможностей тем государствам, которые стремятся сотрудничать с ЕС и НАТО. Мы также готовы воспользоваться любой возможностью понижения напряжения в регионе и срочного восстановления плодотворного сотрудничества со всеми странами в нем», – подчеркнул Даниэл Митов.
После становления Болгарии полноправным членом европейского сообщества в 2007 году, ЕС стартовал инициативу «Черноморская синергия», ставшую частью политики добрососедства, которая охватывала и все граничащие с Евросоюзом страны — Украину, Молдову, Турцию, Грузию и Россию. В настоящее время, однако, как подчеркнул министр Митов, эта инициатива не терпит никакого развития. «Два года назад шла интенсивная дискуссия, а также были предприняты конкретные шаги к принятию Черноморской стратегии ЕС на примере действующей Дунайской стратегии ЕС, — говорит участник форума в Софии Велина Чакырова из Австрийского института европейской политики и вопросов безопасности. — Это была попытка систематизировать подходы и установить конкретную политику в отношении Черноморского региона. Подобная стратегия должна быть объединяющей, учитывая тот факт, что одни из этих стран являются членами ЕС и НАТО, другие — нет, третьи — имеют статус кандидатов на членство, а также есть ассоциированные члены и т.д. В этом смысле, речь идет о конгломерате стран, которые не так уж просто объединить. Это, со своей стороны, может привести к обострению региональных и межсистемных противопоставлений в Черноморском регионе. И, учитывая то, что ЕС слишком занят разрешением внутренних и внешних проблем, так же как и НАТО, можно прогнозировать, что данный вакуум будет только расширяться.
Такое, например, может произойти, когда Россия и Турция, которые на данный момент заняты своими более серьезными проблемами, перенаправят свое внимание на этот регион. И мы должны иметь готовый сценарий конкретных последствий. Я не имею в виду миграционную волну, которая, вероятнее всего, продолжит усиливаться. Речь идет о влияниях, напрямую связанных с исламским халифатом, о возможном обострении конфликта в Восточной Украине, о котором ничего не подсказывает, что в ближайшее время будет разрешен или хотя бы заморожен, также как о неразрешенных экономических и финансовых проблемах в районе. И я не склонна давать оптимистический прогноз о будущем региона, а, скорее всего, призвала бы к более серьезному отношению и готовности к возможным новым сотрясениям».