МОСКВА — Банк России ухудшил прогнозы основных показателей развития РФ на ближайшие три года на фоне волатильности нефтяных цен и неясных перспектив китайского рынка, ожидая перехода российской экономики к росту не ранее 2017 года, а в случае стрессового сценария — более глубокую и продолжительную рецессию вплоть до 2018 года.
Оценки Центробанка оказались пессимистичнее аналогичного прогноза Минэкономразвития, а среди основных внутренних рисков ЦБР назвал пересмотр запланированных на 2016-2017 годы темпов роста тарифов, индексацию социальных выплат на уровень инфляции и возможное смягчение бюджетной политики.
В условиях девальвации рубля, спровоцированной рекордно низкими ценами на нефть, и разогнавшейся с конца августа инфляции ЦБР в пятницу сохранил ключевую ставку на уровне 11% годовых, как и ожидали аналитики.
В опубликованных позднее основных направлениях денежно-кредитной политики ЦБ представил три сценария развития, включая шоковый — цены на нефть ниже 40 долларов за баррель в течение трех лет, сползание экономики в 2016–2017 годах в еще более жесткое пике, усиление инвестиционного спада, падение валютных резервов, ужесточение политики Банка России.
«Важно понимать, что даже в самом лучшем случае (в оптимистичном сценарии) российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами. Поэтому сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развитие импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышение уровня человеческого капитала», — сказала на пресс-конференции председатель ЦБР Эльвира Набиуллина.
$50 ИЛИ $40?
ЦБР повысил оценку инфляции в текущем году до 12–13% с 10,8% и ждет падения ВВП по итогам года на 3,9–4,4% по сравнению с 3,2% в предыдущем июньском прогнозе.
Базовый сценарий на 2016–2018 годы исходит из среднегодовой цены на нефть на уровне 50 долларов за баррель в последующие три года.
В условиях снижения экспортных доходов экономика в 2016 году продолжит падение — на 0,5–1,0%, вернувшись с 2017 года к стагнации или незначительному росту не выше 1,0%. Инфляция замедлится до 5,5–6,5%, и ЦБР по мере замедления темпов роста цен будет постепенно снижать ключевую ставку.
Оптимистичный сценарий предполагает постепенное восстановление нефтяных цен до 70–75 долларов за баррель в 2018 году. В этом случае рост экономики начнется уже в 2016 году, инфляция снизится к целевому уровню быстрее, чем в базовом сценарии, что создаст предпосылки для более заметного смягчения денежно-кредитной политики, пишет ЦБР в основных направлениях.
При стрессовом сценарии спад ВВП в 2016 году может углубиться до 5,0 и более процентов, инфляция будет на уровне 7–9%. Выход на траекторию роста в рисковом сценарии ожидается только в 2018 году.
«В стрессовом сценарии существенное снижение цен на нефть будет новым шоком для российской экономики и приведет к более глубокому и продолжительному падению выпуска. Инфляция будет снижаться медленнее, что обусловит необходимость проведения более жесткой денежно-кредитной политики по сравнению с базовым сценарием», — говорится в документе.
«В рисковом сценарии предотвращение угроз финансовой стабильности может потребовать расширения операций валютного рефинансирования. В этом случае мы прогнозируем снижение резервов в 2016 году и отсутствие возможностей их повышения в 2017–2018 годах», — сказала Набиуллина.