На прошлой неделе состоялась ежегодная конференция «Балтийского форума». Эксперты высокого уровня собрались в Юрмале в двадцатый раз, чтобы искать выход их треугольника напряженных отношений России, США и ЕС.
В политических дискуссиях вместе с другими экспертами приняли участие бывшие премьер-министры и министры иностранных дел. Формат «Балтийского форума» позволяет обсуждать проблемы, уменьшая дипломатический туман.
На форуме выкристаллизовались два взгляда на то, возможно ли в ближайшее время продолжение Большого европейского проекта.
Пессимистичную линию наиболее четко обозначил бывший министр иностранных дел России (1998-2004) Игорь Иванов, который сейчас является президентом российского Совета международных отношений. Иванов считает, что отведенный историей промежуток времени, когда было возможно создать единое европейское пространство (от Атлантического до Тихого океана), упущен. «Необходимо честно признать, что пути Европы и России расходятся надолго», — подчеркнул Иванов. «Люди нашего поколения жили с надеждой на большую, неделимую Европу, и в какой-то момент казалось, что до нее оставалось всего несколько шагов. Однако этого не произошло, такая возможность упущена, и второй такой возможности при нынешнем поколении политиков не будет. По-моему, нет ничего хуже попыток убедить себя и друг друга, что еще не все потеряно, проблемы решатся, и европейская политика вернется на привычные рельсы», — продолжил он.
Иванов отверг предлагаемую СМИ интерпретацию событий, согласно которой разногласия между Россией и ЕС начались только с украинского кризиса: «Не нужно обманывать себя, что все началось с украинского кризиса. Он стал точкой отсчета того момента, когда назревшие и накопившиеся проблемы вырвались наружу… Если бы мы на самом деле были партнерами, о чем мы говорим, пишем в документах, разве бы мы допустили украинский кризис? Это наша общая проблема — Россия и Европа допустили кризис на Украине».
Вывод пессимистичный: «Пути России и Европы разошлись на долгий период — не на месяцы и даже не на годы, а на десятилетия». Вместе с этим отношения нужно формировать исходя из новых условий. Единственная надежда на то, что взаимная экономическая зависимость, которая создает спрос на политическую гибкость, будет способствовать поиску компромиссов в реальности санкций и контрсанкций.
Самым ярким представителем оптимистичной линии был председатель правления российского Института современного развития и председатель совета «Балтийского форума» Игорь Юргенс. Он считает, что существует достаточно много вызовов, которые будут мотивировать вернуться на путь интеграции ЕС и России. Юргенс подчеркнул, что уже в ближайшее время размер финансовой помощи, которая понадобится для стабилизации экономики Украины, станет равноценным объему финансовой помощи, которая была необходима Греции. Эксперт считает, что своего рода переломным моментом может стать саммит ОБСЕ в Берлине в 2016 году.
Определенный оптимизм выразил также бывший министр иностранных дел Италии (2008-2011) Франко Фраттини: «Причины недоверия нужно искать не только с одной стороны (России), а с обеих сторон. Что произойдет, если в украинской экономике наступит полный хаос, что произойдет если банковская система Украины перестанет нормально функционировать? Итальянским налогоплательщикам спасение Греции обошлось в 43 миллиарда евро. Как им объяснить, что сейчас равноценную сумму нужно выделить Украине?».
Экс-глава МИДа Италии задал риторический вопрос: «Готовы ли США оказать полномасштабную финансовую помощь, которая необходима Украине?». Ответ Франко Фраттини — нет! С учетом этого реалистичный курс: перейти от конфронтации к сотрудничеству, а не ждать, пока реализуются самые пессимистичные сценарии.
Посол России в Латвии Александр Вешняков обрисовал, как последствия пессимистичного сценария могут проявиться в Латвии: «Образно говоря, в результате ухудшения отношений в 90-е годы прошлого века мы получили ржавеющие трубы нефтепровода в Вентспилсе, а в результате нынешнего кризиса мы можем получить ржавеющие железнодорожные рельсы в направлении Россия-Латвия».
В свою очередь, госсекретарь МИДа Латвии Андрейс Пилдеговичс указал на главное предварительное условие начала уменьшения конфронтации между ЕС и Россией: «Сейчас необходимы конструктивные действия России в урегулировании украинского кризиса и полное соблюдение Минского соглашения. Только в таком случае можно говорить о пересмотре санкций».
На дискуссии «Балтийского форума» между пессимистами и оптимистами сохранился баланс. Но ясно одно: если уже в ближайшее время на уровне международной политики не будет продемонстрировано желание искать компромисс между США, ЕС и Россией, то надежды на Европу 21-го века как континент без конфликтов останутся несбывшейся мечтой европейцев.