Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Опять религиозные войны?

© AP Photo / Militant video via AP, FileБоец Исламского государства с заложником Томиславом Салопеком
Боец Исламского государства с заложником Томиславом Салопеком
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Насилие стало неотъемлемой частью человеческой истории. Более того, насилие не только не уменьшается, но даже разрастается. В связи с этим возникает вопрос: религии — это источник насилия или путь к миру? Насилие заложено в самих монотеистических религиях или речь о патологии, подлежащей уничтожению?

В иудео-христианской социокультурной традиции запечатлен образ Авеля, которого Каин убил челюстью быка. На вопрос Бога «где брат твой?» Каин не ответил, пытаясь таким образом избежать ответственности за убийство своего брата.

С той поры и по сегодняшний день насилие стало неотъемлемой частью истории человечества. Оно вытесняет мир, к которому стремится каждый человек. Более того, насилие не только не уменьшается, но даже разрастается. По мере развития научно-технического прогресса человеческое общество прибегает ко все более разрушительным и изощренным его формам. XX век, считающийся временем наибольшего прогресса, был отмечен наибольшим всплеском насилия за всю историю.

В связи с этим возникает вопрос: религии — это источник насилия или путь к миру? Насилие заложено в самих монотеистических религиях или речь о патологии, подлежащей уничтожению? Вопрос - более чем актуальный. Когда мы думали, что религиозные войны остались в прошлом, а причины их возникновения исчезли, они вдруг вновь заявили о себе с особой силой и жестокостью. Их знамена черного цвета, они разрушают все на своем пути, от человеческих жизней до памятников культуры, являющихся достоянием всего человечества.

Войны, которые, по моему мнению, не имеют никакой религиозной окраски, приводят к массовому исходу гражданского населения и вызывают гуманитарные катастрофы, вроде той, что происходит сейчас на Средиземном море. Она уже унесла более 2500 человеческих жизней, последней из которых был трехлетний сирийский мальчик Айлан Курди, утонувший около турецкого берега. И Европа совершенно спокойно на это взирает, разрешая свободное движение капиталов для биржевых операций, закрывая при этом границы для иммигрантов и беженцев, спасающихся от голода и насилия со стороны террористов.

Ввиду отсутствия разумных аргументов для оправдания этих войн, начинают ссылаться на Бога — причем, обязательно в воинственном тоне, — убивать, прикрываясь его именем и превращая его самого в убийцу.

Очень выразительно высказался по этому поводу философ Мартин Бубер в книге, которая сохраняет свою актуальность и в наши дни: «Слово Бог подвергается наибольшим поношениям из всех человеческих слов. Ни одно другое слово так не опозорили, так не манипулировали им в своих целях... Поколения людей, разделенные религиозными взглядами, растоптали это слово. Они убивали и шли на смерть ради него. У этого слова свои отпечатки пальцев и своя кровь. Люди рисуют послушника и внизу пишут слово “Бог”. Убивают друг друга и говорят: “мы делаем это во имя Господне”».

Неудивительно поэтому, что Бог решил отойти ото всех религий. Возобновление войн на религиозной почве заставляет думать — на мой взгляд, ошибочно, — что они являются неотъемлемой частью человечества, более того, законом истории, от которого нам не уйти. Если бы это было действительно так, то человечество уже превратилось бы в охваченного огнем колосса.

У насилия - множество лиц и проявлений, одно другого драматичней. Все они разрушают ткань жизни и человеческого сосуществования. Одним из самых ужасных является гендерное насилие — инструмент власти и патриархального уклада в обществе и религиях. Учитывая обширную географию религий и их мотивацию, этот вид насилия привел к патриархальному терроризму, ответом на который стал феминизм, одна из немногих мирных революций в истории, основанная на активном ненасилии и равном достоинстве всех людей. Патриархальное насилие ныне весьма распространено среди подростков и молодежи, на работе, в вооруженных конфликтах, где женщины превращаются в поле боя. Патриархальное насилие направлено и против детей (это один из самых устойчивых и темных видов насилия), что ставит их в положение полной беззащитности.

Однако насилие и военные конфликты представляют лишь одну стороны современной картины мира и религий. Есть и другая, более оптимистичная, конструктивная, вселяющая надежду: религиозные традиции и опыт, которые создают мир, основанный на справедливости, призывают к примирению в качестве ответа на вооруженные конфликты, расширяют пространство диалога и здравого смысла, противостоят безумию фундаментализма, участвуют в мирных процессах между воюющими сторонами.

Диалектика насилия и путей мира в религиях была главной темой 35-го Богословского конгресса, который проходил в Мадриде с 10 по 13 сентября. Богословы и философы, представляющие различные религии, культуры и континенты, социологи, участники движений борьбы за мир, жертвы различных видов терроризма и другие обсуждали самые разные вопросы. Богословский конгресс выразил свое преклонение перед двумя выдающимися деятелями латиноамериканского освободительного христианства: монсеньора Ромеро, архиепископа Сан-Сальвадора, убитого 35 лет тому назад, и Педро Касалдалиги (Pedro Casaldàliga), епископа, поэта, пророка из Мато-Гроссо (Бразилия), которые в обстановке политического, религиозного, расового, гендерного, структурного и экологического насилия не жалели усилий ради примирения, справедливости, братства и сохранения окружающей среды ради тех, кто больше всего страдает на Земле.

Хуан Хосе Тамайо — преподаватель мадридского Университета имени Карлоса III, генеральный секретарь Богословской ассоциации имени Папы Иоанна XXIII.