Недавно Мэн Цзяньчжу (Meng Jianzhu) в тройной роли — специального посланника председателя КНР Си Цзиньпина, члена Политбюро ЦК КПК и секретаря Политико-юридической комиссии ЦК КПК — во главе делегации представителей департаментов общественной безопасности, государственной безопасности, юстиции, сетевой информации и так далее посетил США с визитом для углубленного обмена мнениями по вопросам борьбы с кибер-преступностью. В ходе этой поездки был достигнут важный консенсус, что в очередной раз подчеркнуло важность вопросов сетевой безопасности в китайско-американских отношениях и внимание Китая к этой проблеме.
В китайско-американских отношениях уже есть такие давние проблемы, как Тайвань, Тибет, торговля, права человека и так далее. Сетевая безопасность вскоре станет для этих сторон не менее важным вопросом. В последнее время в США возникают спекуляции о китайско-американских вопросах сетевой безопасности, вплоть до предположений о том, что правительство США может ввести санкции в отношении китайских предприятий и физических лиц, и все — из-за хакерских атак.
В действительности же «теория китайской кибер-угрозы» — это просто пиратская версия теории китайской угрозы, перенесенная в киберпространство. Американское общественное мнение легко верит тому, что «сетевые атаки» происходят из Китая, но никого не убеждают параллели между кибератаками из Китая и поддержкой китайского правительства и армии. Эксперты сетевой безопасности во всем мире полагают, что хакерские атаки являются глобальной проблемой, обладающей такими характеристиками, как анонимность, транснациональность и принадлежность к преступной сфере. Китайские официальные лица неоднократно заявляли, что китайское правительство решительно выступает против любых форм хакерских атак, китайское правительство и армия не поддерживают никакие формы хакерских действий. Однако этой позиции власти недостаточно, чтобы устранить подозрения, глубоко укоренившиеся в США в отношении Китая.
США до сих пор не предъявили какие-либо убедительные доказательства того, что Китай совершает кибер-атаки и крадет производственные секреты. Вместо этого многие факты, раскрытые Сноуденом, явно продемонстрировали, что правительство США и соответствующие ведомства, включая и зарубежных гостей, юридических и физических лиц в Китае, на протяжении долгого времени сами осуществляли масштабный организованный сетевой контроль и кражу данных. Конечно, все это заставляет Пекин осознать уязвимость собственной сетевой безопасности, а также создает у китайской стороны сомнения и опасения в отношении стратегии США в кибер-пространстве.
В ходе своего визита в США Мэн Цзяньчжу передал американским партнерам очень ясный сигнал: по вопросам сетевой безопасности диалог лучше конфронтации, китайская сторона стремится к диалогу и сотрудничеству, а не к борьбе и соперничеству.
При существующих разногласиях в вопросах управления укрепление сотрудничества — лучший выбор в китайско-американском взаимодействии. Разногласия между Китаем и США в управлении и контроле должны стать важной отправной точкой решения проблем сетевой безопасности. В настоящее время стороны уже достигли некоторого консенсуса, но если развивать этот успех дальше, то необходимо надлежащим образом регулировать разногласия по вопросам сетевой безопасности, вместе с тем постепенно укрепляя взаимное доверие и сотрудничество. Все это будет означать, что китайско-американское сотрудничество шагнуло вперед в воспитании привычек мышления и культуры сотрудничества, то есть сделало китайско-американские отношения более зрелыми.
Автор — специальный обозреватель газеты «Жэньминь Жибао», почетный сотрудник Института международных исследований Китая.