Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Эффект России

В Швеции количество сторонников вступления страны в НАТО превысило количество его противников.

© AP Photo / Susanne Lindholm/TT Agency via APАмериканские истребители в аэропорту на севере Швеции во время учений Arctic Challenge
Американские истребители в аэропорту на севере Швеции во время учений Arctic Challenge
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Согласно результата опроса, проведенного шведским институтом мониторинга общественного мнения СИФО по заданию газеты Svenska Dagbladet, 41% опрошенных выступает сейчас за вступление Швеции в НАТО, 39% — против. 20% — не определились. Результаты аналогичного опроса 2014 года: 31% — 50% — 19% .

Согласно результата опроса, проведенного шведским институтом мониторинга общественного мнения СИФО по заданию газеты Svenska Dagbladet, 41% опрошенных выступает сейчас за вступление Швеции в НАТО, 39% — против. 20% — не определились. Результаты аналогичного опроса 2014 года: 31% — 50% — 19% .

«Разница в результатах свидетельствует, прежде всего, об изменении общественного мнения в подходах к членству в НАТО среди избирателей, прежде всего, электората буржуазных партий», — Стефан Ринг, генеральный секретарь Оборонного общества Швеции, под буржуазными партиями имеет в виду, прежде всего, оппозиционные парламентские партии Альянса за Швецию: Консервативной (60%), Либеральной Народной (61%), Христианско-демократической (61%) партий и партии Центра (66%).

Больше всего противников вступления Швеции в НАТО в рядах электората Левой партии — 85%. В рядах правящих зеленых и социал-демократов — 61% и 52%, соответственно.

Аллан Видман, председатель Постоянного комитета Риксдага по вопросам обороны, мы связались по телефону, считает, что результаты последнего по времени опроса свидетельствуют о тенденции, наметившейся в результате российской аннексии Крыма и войны на Украине.

Одновременно, по-прежнему активна старая фаланга политиков, укоренившихся на платформе шведского нейтралитета образца 1970-1980 годов. Но тогда, по мнению Аллана Видмана, Швеция располагала оборонной мощью несравнимой с сегодняшней.

В минувшее воскресенье газета Dagens Nyheter опубликовала статью профессора факультета политологии Лундского университета Вильхельма Агрелля. Швеция и Финляндия вместе должны выступить с заявкой о присоединении к НАТО. Агрелль считает, что у Швеции даже теоретически отсутствует возможность участия в военном конфликте, если таковой возникнет вблизи шведских границ.

Агрелль считает, что если Швеция или Финляндия захотят вступить в НАТО поодиночке, то для страны, которая останется вне НАТО, эффект будет негативный. «В 2013 году вопроса шведского членства в НАТО по-прежнему можно было не касаться. Но не в 2015 году. Думать, что Россию можно задобрить, не активируя этот вопрос, означает заниматься самообманом. Это подчеркивают повторяющиеся российские официальные угрозы: сегодняшняя Россия не останавливается перед тем, чтобы угрожать своим соседям, когда те хотят защищаться. Рисковать больше нельзя», — полагает профессор Агрелль. Необходимо синхронно с Финляндией вступать в НАТО и полагаться на защиту 5 статьи Устава НАТО, гарантирующей вооруженную помощь в случае агрессии.

Похоже, что шведское общественное мнение склоняется к точке зрения профессора-политолога. «В первый раз шведские граждане столь отчетливо поддерживают вступление Швеции в НАТО. Никогда раньше мы такого не наблюдали», — констатирует Стефан Ринг, генеральный секретарь общественного форума "Всеобщее оборонное общество Швеции. —  Поворот шведского общественного мнения в сторону вступления Швеции в НАТО, зафиксирован, по крайней мере, в среде буржуазного электората. В высшей степени зависит это от действий России, и от конфликта на Украине и заявлений российского политического руководства в адрес Швеции, когда угрожают «принять меры» в случае ее вступления в НАТО. Многие шведы испытывают такое чувство: мы — свободная страна, и если нам угрожают, то мы нуждаемся в той поддержке, которую дает членство в НАТО».

Вместе с тем, сенсацией на фоне миграционного кризиса, перевес шведских сторонников членства в НАТО над противниками, не стал. «Конечно, пытаются держать равновесие, — замечает наш собеседник, — у нас в Швеции есть же бывшие дипломаты, например Свен Хирдман, Ханс Бликст, которые предупреждают: вступление Швеции в НАТО негативно скажется на политике безопасности в регионе Балтики. Все решения, касающиеся политики безопасности стараются принимать сообща, и, предположительно, существует некое беспокойство по поводу того, что Россия может воспринять результаты этого исследования общественного мнения очень негативно и еще больше усилить давление на Швецию».

Что касается статьи авторитетного ученого, профессора Вильхельма Агрелля, одного из считанных в Швеции экспертов в области военных разведок и служб безопасности, то его статья, полагает Стефан Ринг, написана, в основном, для того, чтобы сбалансировать агитационную кампанию против членства Швеции в НАТО, которую проводят ее противники под руководством бывшего посла Швеции в России Свен Хирдман.

Свою точку зрения Свен Хирдман высказал в очередной раз в интервью газете Svenska Dagbladet. На вопрос: что могло бы изменить твою позицию в вопросе НАТО, посол Хирдман ответил: «Это могло бы произойти в случае, если бы мы получили в России совершенно новый режим, что-то вроде режима Гитлера, который захочет завоевать всю Европу, но и следа такого (режима) не вижу».

Во многом исход шведских дискуссий о НАТО зависит от Финляндии. «Если Финляндия придет к выводу, что нужно вступать (в НАТО), то политический нажим резко усилится, что еще больше укрепит агитацию за наше вступление (в НАТО). Я бы даже сказал, что существует молчаливое согласие, что мы должны идти параллельно, — заметил Свен Хирдман. — Если Швеция и Финляндию станут действовать вместе, то России будет сложнее оказывать давление на обе страны».