Финансовый директор «Газпрома» ожидает, что крупная сделка по газоснабжению, в прошлом году заключенная российской компанией с Китаем, будет прибыльной, несмотря на текущий спад мировых цен на энергоносители.
В интервью The Wall Street Journal начальник финансово-экономического департамента «Газпрома» Андрей Круглов заявил, что компания рассматривает текущее падение цен на нефть как часть нормального циклического процесса.
«Мы не спринтеры, мы — марафонцы, — сказал Круглов. — Вот почему мы пытаемся укрепить наши позиции в качестве экспортеров газа на азиатских рынках».
По словам Круглова, в рамках данного соглашения компания собирается осуществлять первые поставки газа не ранее 2019 года, к тому времени условия ценообразования могут стать более благоприятными. Он сказал, что сделка, в соответствии с которой цена продаваемого газа будет привязана к ценам на нефть, окажется выгодной для «Газпрома» даже в том случае, если стоимость нефти останется на теперешнем низком уровне.
Традиционно «Газпром» осуществлял большую часть своих продаж за рубежом европейским потребителям, начиная с энергохозяйств и заканчивая другими добывающими компаниями, однако в отношении Азии у «Газпрома» еще более серьезные планы. Компания рассчитывает к 2025 году направлять в азиатские страны 30% от общего объема зарубежных продаж, а в более долгосрочной перспективе доли экспорта в Азию и Европу почти сравняются.
В прошлом году «Газпром» значительно продвинулся в своей азиатской стратегии, дав согласие на продажу газа в Китай в течение 30 лет по контракту на сумму около 400 млрд долларов.
За последние годы газовые компании по всему миру вкладывали миллиарды долларов в новые проекты, зачастую в надежде на повышение экспорта, дабы удовлетворить ожидавшийся стремительный рост спроса со стороны Китая. Но замедление экономического роста Китая в этом году негативно затронуло промышленность, в результате чего в первом полугодии 2015 года спрос на газ в стране вырос лишь на 2%, по сравнению с двухзначными показателями роста в последние годы.
По словам Круглова, «Газпром» по-прежнему рассчитывает на значительное повышение китайского спроса на газ, пусть сейчас он и составляет лишь около 2% от потребностей электроэнергетики страны, показатель гораздо более низкий, чем в большинстве развитых стран.
«Вот почему мы настроены оптимистично, несмотря на временное замедление в росте спроса на газ в Китае», — сказал он.
Газовая сделка «Газпрома» включает в себя планы по строительству трубопровода из России в Китай. По словам Круглова, «Газпром» сможет финансировать свою долю трубопровода — предположительно 55 млрд долларов — из собственных ресурсов. Хотя чистый долг компании в последние годы вырос, Круглов уверяет, что он остался в пределах плановых цифр по отношению к прибыли компании.
По его словам, если рыночные условия окажутся «приемлемыми», «Газпром» мог бы вытянуть из зарубежных инвесторов не меньше 1 миллиарда долларов нового долга этой осенью.
Перспективы «Газпрома» еще теснее оказались связаны с Китаем в конце прошлого года, когда компания согласилась на заключение второго контракта на поставки в западный регион страны 30 млрд кубометров газа в течение ближайших 30 лет. Тем не менее, цена, по которой газ будет продаваться, еще не согласована: г-н Круглов заявил, что сделка находится на стадии переговоров.
«Мы не готовы продавать газ кому-либо [на] необоснованных условиях», — сказал он, добавив, что «с оптимизмом» ожидает благоприятного исхода переговоров.
Расширяя свое партнерство в Азии, «Газпром» между тем сталкивается с угрозами на своем самом крупном экспортном рынке в Европе. Спрос на российский газ здесь пребывает в стагнации, и многие в Европе надеются снизить зависимость континента от поставок газа из России. Ранее в этом году Европейская Комиссия обвинила «Газпром» в создании помех конкуренции на газовом рынке и в установлении несправедливо заниженных цен для своих клиентов в Центральной и Восточной Европе.
На прошлой неделе «Газпром» провел аукцион по продаже газа европейским покупателям по спотовым, а не привязанным к нефти, ценам — шаг, который аналитики расценили как признак того, что компания желает проявить большую гибкость в рамках своих европейских продаж.
Как считает Круглов, европейские покупатели могли бы обнаружить, что альтернативные поставки газа — например, сжиженный природный газ, импортируемый из таких стран, как Катар — могут оказаться дороже российского газа.
«Если [цены на энергоносители] увеличатся из-за замены российского газа, это будет весьма чувствительно для всех», — сказал он.
По словам Круглова, западные санкции против российской нефтяной и газовой промышленности, ограничивающие количество технологий, которые иностранные компании могут продавать России, до сих пор приносили доход главным образом юридическим фирмам, помогающим «Газпрому» вносить поправки в соответствующие условия договора.
«Это создает нам дополнительную работу, — сказал он. — Мы способны с этим жить, но уверен, что санкции определенным образом препятствуют нашей деятельности... Мы не можем их игнорировать».