Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о введении нового типа санкций в отношении России и других стран, «причастных к аннексии Крыма и агрессии в Донбассе».
В отличие от прежних решений украинских властей, ограничивавших въезд в страну отдельных иностранных, преимущественно российских, граждан, в новом «черном спиcке» — почти 400 физических и более 100 юридических лиц.
«Это решение [...] принято в четкой координации с нашими партнерами из Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и других стран, которые обеспечивают надлежащую реакцию на аннексию Крыма и агрессию на Донбассе», — сказал Порошенко на встрече в Киеве с членами комитета политики и безопасности ЕС.
Политики и чиновники
Всего в перечне физических лиц, попавших под действие украинских санкций, — 388 человек.
Это граждане России, Украины, представители самопровозглашенных республик в Донбассе, а также граждане ряда европейских стран и Израиля.
Санкции, вводимые против них, предусматривают блокирование активов, временные ограничения пользования принадлежащим им имуществом, предотвращение вывоза капиталов за пределы Украины, а также визовые ограничения.
Среди российских официальных лиц, упомянутых в списке, — министр обороны Сергей Шойгу, начальник Генштаба генерал Валерий Герасимов, командующий ВДВ Владимир Шаманов, председатель Думы Сергей Нарышкин, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Также под санкции попали глава Чечни Рамзан Кадыров, детский омбудсмен Павел Астахов и ряд депутатов Государственной Думы.
Кроме того, в перечень вошли академик РАН Сергей Глазьев, певец Иосиф Кобзон, академик Виктор Пивоваров, актриса Валентина Теличкина.
Юридические лица
Компаний в санкционном списке Киева 105.
Среди них — прекратившая свое существование по причине банкротства авиакомпания «Трансаэро» и поглотивший ее «Аэрофлот», а также ряд других авиаперевозчиков, например, «Северсталь» — дочернее предприятие компании Алексея Мордашова и «Донавиа».
Санкции подразумевают «ограничения, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины».
Военно-промышленный комплекс представлен концерном ПВО Алмаз-Антей, «Вертолетами России» и другими.
Среди прочего им грозит блокировка активов, а «Вертолетам России» также — ограничение торговых операций, предотвращение вывода капиталов за пределы Украины, аннулирование или приостановление лицензий.
Среди кредитных организаций в списке — «Банк Москвы», банк «Россия» Юрия Ковальчука, казанский банк «АК БАРС», СМП Банк, подконтрольный Аркадию и Борису Ротенбергам и другие.
Санкции против них предполагают блокировку активов, а также приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств.
В список также попали телекомпании НТВ, «Первый канал», телеканалы РТР-Планета и Россия-24, входящие в ВГТРК. Замыкает перечень «Лаборатория Касперского».
Санкции против телекомпаний подразумевают «ограничение или прекращение предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования». Украинским государственным органам предписывается прекратить использовать продукты «Касперского».
Также в перечень попали общественные организации, например, «Всевеликое войско Донское», а также батальоны «Заря», «Кальмиус», «Смерть» и другие и движение «Новороссия».
Журналисты
Санкции также коснулись гендиректора МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселева, главы холдинга «Красная звезда» Алексея Пиманова, главного редактора журнала «Эксперт» Валерия Фадеева и ряда российских журналистов.
Также под ограничения попали три сотрудника британской вещательной корпорации Би-би-си, освещавших конфликт на востоке Украины.
«Это постыдное нападение на свободу СМИ. Эти санкции — абсолютно неуместные и непонятные меры против журналистов Би-би-си, которые освещают ситуацию на Украине беспристрастно и объективно, и мы призываем украинское правительство немедленно исключить их имена из списка», — заявил главный редактор отдела международных новостей Би-би-си Эндрю Рой.
Глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев также осудил решение украинских властей.
Я считаю, что это политический и государственный беспредел, когда идет война против журналистов, — цитирует его ТАСС. — Да, существуют разногласия на политическом уровне, есть ненависть к российским политикам и компаниям, но журналисты — это совсем другая профессия".