Всего три месяца назад Азербайджан принял у себя первые в истории Европейские игры. А теперь администрация президента республики Ильхама Алиева, по всей видимости, готова к полному разрыву с Евросоюзом.
За последние несколько дней отношения между Азербайджаном и ЕС значительно обострились. 10 сентября Европарламент принял резолюцию, в которой осудил Баку за «беспрецедентные репрессии» в отношении гражданских активистов в республике. Кроме того, резолюция содержит призыв к европейским властям «провести тщательное расследование обвинений в коррупции в отношении президента Алиева и членов его семьи», а также рассмотреть вопрос введения «адресных санкций и визовых ограничений против всех политических деятелей, чиновников и судей, имеющих отношение к преследованиям».
Ответ азербайджанской стороны был быстрым и резким: Баку отменил визит на высоком уровне делегации Европейской службы внешнеполитической деятельности, объявил о выходе Азербайджана из Парламентской ассамблеи «Евронест» и пригрозил ввести ответные санкции в отношении членов Европарламента.
Вдобавок президент Алиев во время публичного выступления 15 сентября осудил действия ЕС относительно беженцев из Сирии и других стран, намекая на то, что Брюссель проводит политику двойных стандартов в сфере прав человека.
«Где ваша терпимость и доброта, щедрость? Где ваши ценности?» — приводит новостной сайт Contact.az слова Алиева о действиях ЕС в рамках сложившегося кризиса с беженцами.
Данная вспышка является лишь очередным симптомом дисфункции, на протяжении уже некоторого времени проявляющейся в отношениях между Брюсселем и Баку. Основной причиной нынешних проблем является расхождения в видении и целях обеих сторон. Брюссель видит в Азербайджане постсоветское государство, которое нужно при помощи договора о партнерстве интегрировать в общеевропейский порядок, основанный на верховенстве закона, демократии и правах человека. Тем временем Азербайджан, которому нефтедоллары придают уверенность, считает себя ровней Евросоюзу. Поэтому азербайджанские лидеры добиваются сотрудничества на других условиях. По этой причине Азербайджан не проявляет никакого интереса к договору об ассоциации с ЕС, по типу тех, что были подписаны Украиной, Грузией и Молдавией. Вместо этого Баку желает выстроить с ЕС стратегическое партнерство.
Евросоюз справедливо отказывается от такого стратегического партнерства с Азербайджаном. Экономическое и дипломатическое влияние Баку несравнимо с уровнем общепризнанных стратегических партнеров — Индии, Южной Кореи и, до украинского кризиса, России.
В сферах общих интересов ЕС и Азербайджана — в особенности в торговле энергоносителями — сотрудничество вполне налажено и без стратегического партнерства. А с геостратегической точки зрения важность Азербайджана, по всей видимости, будет сокращаться в результате заключения договора о ядерной программе Ирана, так как у международного сообщества, возможно, отпадет необходимость в Баку в качестве заслона против иранских проделок. По этой причине договор о стратегическом партнерстве был бы лишь источником престижа для азербайджанского руководства.
Итак, какой у ЕС есть выбор, кроме как с горем пополам поддерживать отношения с Азербайджаном, которые все больше ограничиваются лишь деловым сотрудничеством, и в которых стороны даже уже не пытаются сохранить видимость наличия общих ценностей и целей? Ответ на этот вопрос: выбор невелик.
Евросоюз часто критикуют за то, что на очередной арест активиста или правозащитника он реагирует лишь заявлениями об «обеспокоенности». Но у Брюсселя нет очевидных рычагов, способных более эффективно повлиять на алиевскую администрацию.
Чиновники ЕС могут ввести адресные санкции в отношении лиц, причастных к нарушениям прав человека, как это было сделано в случае с Беларусью. Европарламент уже несколько раз просил это сделать. Подобные санкции могли бы послать Баку мощный сигнал, но, как видно на примере Беларуси, Ирана и Кубы, санкции редко улучшают долю политзаключенных и ситуацию с правами человека в целом. Кроме того, сложно будет добиться согласия всех стран-членов ЕС на введение санкций, так как некоторые из этих государств поддерживают близкие двусторонние связи с Баку.
Но ЕС может показать свое недовольство и другими методами. Одним из них является демонстративно различное отношение к нацеленным на реформы правительствам, вроде Грузии, и отстающим, вроде Азербайджана. Например, президенту Совета ЕС Дональду Туску, возможно, не следовало посещать Баку после поездки в Тбилиси в конце июля. Подобное дипломатическое пренебрежение потенциально могло бы повлиять на азербайджанское руководство, которое несомненно заботится о международном имидже страны.
Евросоюз также может поддержать освещающие события в Азербайджане независимые СМИ — причем независимые как от государства, так и от оппозиции.
Отсутствие четких и эффективных рычагов естественно расстраивает тех, кто надеется на развитие гражданского общества в Азербайджане. Но в истории редко все бывает ясным и прямолинейным. В ней много примеров непредсказуемых, неожиданных и неотвратимых перемен. В Азербайджане, несмотря на кажущуюся политическую апатичность населения, произошли спонтанные протесты против нарушений в Губе и Исмаили, а недавно волнения охватили Мингечаур по причине подозрительной смерти человека в тюрьме.
Подобные вспышки не обязательно являются предвестниками скорого восстания против администрации президента Алиева. Но ЕС стоит следить за внутренними процессами в азербайджанском обществе и быть готовым предоставить щедрую дипломатическую и экономическую помощь, когда и если демократические перемены покажутся возможными. Но Евросоюз и прочие международные игроки должны осознать, что создавать условия для перемен должен сам азербайджанский народ.