Месяц назад группа чеченских девушек «развела» вербовщиков Исламского государства в интернете. Они попросили выслать им денег на поездку в Сирию, чтобы там выйти за муж за боевиков ИГ. Только вот по получению средств они удалили свои профили, а некоторое время спустя создали новые, чтобы выманить у очередного вербовщика его грязные деньги.
И хотя в целом власти не одобряют мошенничество в интернете, юные чеченки пролили свет на вполне реальный пробел в методах вербовки ИГ. И воспользоваться им можно за крошечную долю тех денег, которые тратят американцы на авиаудары.
Вербовка за границей — ключевой момент
Что бы ни утверждали СМИ, лишь относительно немногие люди самостоятельно решают отправиться в Сирию, чтобы влиться там в ряды исламистского движения. Обычно здесь присутствует посредник (вербовщик из социальных сетей или уже обработанный друг), который призывает сомневающихся присоединиться к халифату. Эти люди играют ключевую роль в привлечении иностранных боевиков в Сирию и поддержании в строю военной машины ИГ.
Рукмини Каллимахи (Rukmini Callimachi) из The New York Times недавно рассказал о женщине из Вашингтона, которая едва не угодила в сети ИГ. Ее обрабатывал мужчина средних лет из Англии, с которым она познакомилась в интернете. Он отправлял ей по почте деньги и подарки. То же самое произошло и с одним калифорнийцем, который, по словам адвоката, «поддался» на призыв ИГ в Интернете. В прошлом году трое подростков из Колорадо едва не оказались в Сирии стараниями онлайн-вербовщика ИГ.
Работа с посредниками
Как бы то ни было, американскому правительству не удастся помешать всем потенциальным новобранцам присоединиться к Исламскому государству: таких людей попросту слишком много. Недавно ФБР приняло весьма жесткие меры против пары из Миссисипи, которая попросту задала в соцсетях вопрос о том, как можно добраться до Сирии (особой опасности эти люди не представляли). Тем не менее если спецслужбы, полиция и даже простые люди хотят разрушить эту систему, им лучше следовало бы взяться за дело с другого конца, то есть со стороны вербовщиков.
Учитывая, что многие потенциальные боевики выводятся на контакт с харизматичными посредниками в интернете (даже если просто упоминают поездку в Сирию), правительства всего мира могли бы создать сотни аккаунтов несуществующих людей, которые якобы интересуются исламистским движением и, следовательно, могут выйти на связь с вербовщиками.
Для начала, практически нет сомнений, что у Исламского государства имеется лишь ограниченное число вербовщиков, которым по силам добиться поставленных целей. Так, владеющий только арабским языком боевик ИГ не сможет убедить англоязычного гражданина США, особенно за период в несколько недель или месяцев. Но даже если у человека имеются потребные языковые навыки, это не означает, что он может подобрать нужные слова, чтобы убедить кого-то поехать в Сирию сражаться и умирать за дело исламистов.
Найти и подавить
Таким образом, заставить вербовщиков терять время и деньги — хороший первый шаг к тому, чтобы заставить их заплатить (и это не будет стоить миллионы). В конце концов, вербовщики тоже люди, и им может не хватить сил, чтобы разобраться со всеми этими фальшивыми профилями. Раз в интернете существует сообщество, которое занимается тем, что обманывает нигерийских мошенников, в сети найдется немало желающих поиздеваться над вербовщиками ИГ в свободное время.
Это первый этап. На второй стадии американское правительство должно собрать достаточно сведений об этих вербовщиках, чтобы эффективнее их обнаружить. Лучшие из них достаточно хитры, чтобы выдать лишь минимум личной информации. Тем не менее даже этого (в совокупности с данными спецслужб и полиции) может быть достаточно, чтобы остановить их работу и даже задержать их, если они живут на Западе или в союзных странах. Но даже если они в Сирии, полученных сведений может хватить, чтобы вывести их из строя.
У полицейских подразделений имеется большой опыт в такого рода вещах: ФБР пользуется аналогичными методиками в поиске педофилов в США и по всему миру. Поэтому спецслужбам вряд ли будет сложно состряпать несколько фальшивых личностей, чтобы заманить в ловушки вербовщиков ИГ.
Международная команда
Другие страны тоже могут внести свой вклад в создание помех в вербовочной системе. Борьба с терроризмом — командный вид спорта. Европейские и ближневосточные государства, Россия и Китай — все они могут помочь подавить людские сети ИГ (они лучше других понимают, как обмануть вербовщиков, которые говорят на их языке). Кроме того, перехват средств ИГ позволит пролить свет на то, как деньги организации пересекают границы, и, быть может, даже понять, какие финансовые институты оказывают ему поддержку.
Царящая в такой организации паранойя непременно даст о себе знать, что, возможно, помешает ее представителям выйти на связь с настоящими новобранцами. Правительства всего мира в результате обернут вербовку ИГ против него самого.
Если у нас получится разрушить международную систему вербовки и вывести из строя вербовщиков, это станет большой стратегической победой. И пусть она сама по себе и не позволит взять верх в войне против ИГ, тому будет гораздо сложнее пополнять свои ряды. А это отличный способ вставить ему палки в колеса.