Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
От беженцев никуда не убежим

Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс поясняет, какие угрозы создает Латвии нежелание принять тех, кто ищет убежище.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ни в Латвии, ни в Европе нет более горячего вопроса, чем беженцы. В то время как тысячи человек штурмуют границы, захватывают железнодорожные станции, а нередко гибнут, государства ЕС строят заборы и возобновляют пограничный контроль, ставя под угрозу определенное в Шенгенском договоре свободное передвижения людей, которое является одним из наиболее ощутимых и популярных достижений ЕС.

Ни в Латвии, ни в Европе нет более горячего вопроса, чем беженцы. В то время как тысячи человек штурмуют границы, захватывают железнодорожные станции, а нередко гибнут, пытаясь попасть в безопасные места, государства Европейского союза строят заборы и возобновляют пограничный контроль, ставя под угрозу определенное в Шенгенском договоре свободное передвижения людей, которое является одним из наиболее ощутимых и популярных достижений ЕС. 9 сентября президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер представил план по урегулированию кризиса с беженцами. Одни из элементов этого плана — распределение 160 тысяч беженцев между странами-членами ЕС — еще больше накалил внутреннюю температуру Европы. В Латвии, которой, согласно плану, нужно будет принять около 700 человек, это привело к разногласиям в правительстве, и даже идет речь о его возможном падении, потому что Национальное объединение и Союз зеленых и крестьян заявили, что не готовы согласиться на добровольный прием более 250 беженцев.

Общая политика ЕС затрагивает многие министерства, но разъяснением связанных с беженцами вопросов больше всего занимается министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс («Единство»), поэтому мы пригласили его на беседу.

— Что произойдет, если Латвия не согласится принять более 250 беженцев?

— Чисто юридически: в совете ЕС по правовым и внутренним делам можно голосовать. Мы голосуем против, но решение все равно принимается и вступает в силу. Мы в любом случае должны принять этих беженцев, о количестве которых договорился совет.

Но это вопрос не только о ЕС. Это более широкий вопрос, потому что большинство стран-участниц ЕС являются также членами НАТО. Есть вещи, которые важны для нас, прежде всего, это подготовка к саммиту НАТО в Варшаве в будущем году. Там будет обсуждаться стратегия в борьбе против гибридной войны, а также то, можно ли применять к этому новому феномену 5-й параграф НАТО (согласно которому нападение на одно государство альянса считается нападением на всех). Будет идти речь о решениях состоявшегося год назад саммита в Уэлссе и о присутствии НАТО в государствах Балтии — в том числе о патрулировании воздушного пространства, что является добровольной инициативой наших партнеров.

В современном мире все очень тесно переплетено. Юридические обязательства, вытекающие из 5-го параграфа НАТО, каждый член альянса должен выполнять. Однако необходимо также понять, что применение 5-го параграфа нужно привести в соответствие с условиями 21-го века. Как его применять? Где эта тонкая граница, когда он вступает в силу? Это один из открытых вопросов. Мы видели, что ситуация в Крыму разыграна по одному сценарию, ситуация в Донбассе — по другому сценарию. Думаю, что мы должны быть готовы реагировать на еще какие-то абсолютно новые сценарии. В этой связи понимание относительно того, когда вступает в силу 5--й параграф, важно, и здесь много места для интерпретаций. В наших интересах, чтобы эти интерпретации были в нашу пользу, но с таким же успехом может произойти так, что какая-либо из стран-участниц блока расценит это несколько иначе.

— Какова вероятность того, что Латвии может быть предоставлен исключительный статус в связи с людьми, которые приехали сюда в советское время?

Столкновение мигрантов и полиции на границе Венгрии и Сербии. 16 сентября 2015


— И во время вступления в ЕС и в НАТО, и теперь, когда мы в этих организациях уже более дести лет, мы ясно и недвусмысленно боролись против того, чтобы наших неграждан обозначали как людей без подданства. Именно этого с самого начала хотела добиться Россия. Тогда к решению вопроса о юридическом статусе лиц без подданства были бы подключены совсем другие механизмы — это как раз то, что нужно Российской Федерации. Если мы в отношении неграждан Латвии запустим юридически обязательные механизмы ООН, ОБСЕ и Совета Европы с наблюдателями и всем остальным, то, думаю, что придем к еще большей проблеме. Мы категорически против использования этого аргумента на переговорах, потому что это льет воду на мельницу Российской Федерации, которая в таком случае с большой радостью бросится решать вместе с нами эту проблему неграждан.

— Почему, по-вашему, именно в течение последнего года поток беженцев сильно возрос?

— Часто звучит аргумент, что беженцы бегут в соседние страны. Это абсолютная правда. Посмотрите, сколько миллионов в Турции, Ливане, Иордании. Но после долгого пребывания в лагерях беженцев у людей возникает желание как-то устроить свою жизнь, а не сидеть и не ждать, пока это все кончится через сколько-нибудь лет.

Есть различные конфликты… Мегаактивные действия Исламского государства и в Сирии, и в Ираке, и в Африке — один из факторов, который способствовал росту количества беженцев.

Не следует забывать, что достаточно большой поток беженцев наблюдается с Балкан. Когда я был в Косово, мы говорили о внезапной волне миграции из Косово в Венгрию — тысячи человек в день. Это, безусловно, не беженцы войны, к ним нужно относиться в соответствии с другими нормами международного права, и есть основания отправить их назад.

— Есть ли какие-то признаки того, что Россия могла приложить руку к обострению кризиса? Она сейчас посылает вооруженные силы в Сирию, что может еще более усилить конфликт.

— Мне не хочется сейчас бросаться утверждениями и обвинениями. Хочу лишь сказать, что занятость ЕС проблемой беженцев и, к сожалению, раскол, разумеется, на пользу России. Мы должны суметь это преодолеть, каждый должен пойти на уступки, понимая, что необходимо найти решение вместе. Не будем забывать, что в декабре-январе пройдут дискуссии о том, что в дальнейшем делать по отношению к России и ситуации на востоке Украины. До сих пор ЕС демонстрировал очень серьезное единство. Что бы ни говорили министры и премьеры перед поездкой в Брюссель, в итоге всегда они приходили к единому мнению. Это было совсем не просто. Мы говорим о солидарности, но также высоко ценим принятое Францией после очень тяжелых дискуссий решение не продавать России корабли Misral. Это нелегкое для Франции решение, и, по сути, это проявление солидарности с нами, потому что мы считали это неприемлемым. Когда кто-то говорит: мы так много страдали, и нас всегда обижают, то это не правда.

— Какое решение вы прогнозируете в конце года по продлению санкций против России?

— В том случае, если Минское соглашение не будет выполнено, если только не вмешаются еще какие-нибудь факторы, то я прогнозирую, что решение о продлении санкций все же будет принято.

— Как вы объясните перемирие, которое в последние недели наступило на Украине?

— Очевидно, всем игрокам, в том числе и России, ясно: если Минское соглашение будет полностью игнорироваться и нарушаться, то это может означать эскалацию санкций и какие-то дополнительные ответные шаги со стороны США и ЕС.

— Шенгенское соглашение в некоторых местах временно отменено. Может ли этот процесс расшириться? Каков худший сценарий развития событий в ЕС?

— В том случае, если мы не сможем сделать все для обеспечения единого контроля на внешних границах ЕС, то не сможем решить целый ряд других вопросов, и, я полагаю, желание многих государств возобновить внутренний пограничный контроль будет очень велико.

(Публикуется с небольшими сокращениями).