Администрация Обамы считает, что Россия отправила в Сирию ракеты класса «воздух-земля», что вызывает «серьезные вопросы» о целях стремительного наращивания российского военного потенциала в этой стране.
В субботу, 19 сентября, госсекретарь США Джон Керри заявил, что наращивание военного присутствия России также включает в себя отправку туда реактивных истребителей, способных действовать против воздушных целей и представляющих потенциальную угрозу для других военных самолетов.
Эти новые подробности военного присутствия России в Сирии имеют большое значение, поскольку перебрасываемые туда средства не будут слишком эффективными в борьбе против таких джихадистских группировок, как ИГИЛ — Москва утверждает, что именно это стало причиной ее военного вмешательства в сирийский конфликт. Между тем, это новое оружие существенно повышает риски столкновений российских сил в Сирии с самолетами коалиции во главе с США или Израиля.
«Присутствие в зоне операции зенитных орудий и военных самолетов, оснащенных ракетами класса "воздух-воздух" вызывает серьезные вопросы», — сказал Керри во время пресс-конференции в Лондоне в субботу, 19 сентября.
«Именно поэтому мы продолжаем вести диалог, чтобы получить ответы на эти вопросы и добиться устранения противоречий между нашими действиями и действиями России».
На прошлой неделе, еще до новостей о переброске российских ракет и истребителей в Сирию, один американский чиновник отметил, что одним из главных показателей намерений Москвы станет то, отправит ли она в Сирию оружие, такое как зенитные ракеты, которое не является эффективным средством борьбы с боевиками ИГИЛ.
До настоящего момента на летном поле недалеко от Латакии, которым пользуется Россия, находились боевые вертолеты, артиллерийские орудия и танки, а также большое число военных.
В субботу Керри также сказал, что США готовы обсуждать сроки и условия ухода президента Сирии Башара аль-Асада из власти.
Госсекретарь США еще раз повторил, что г-ну Асаду придется уйти со своего поста в рамках любого мирного соглашения, которое должно положить конец гражданской войне, однако он подчеркнул, что США готовы пойти на некоторые уступки в вопросе о том, как и когда сирийский лидер должен покинуть свой пост.
Г-н Керри также призвал Иран и Россию, которая за последние несколько недель в значительной мере увеличила свое военное присутствие в Сирии, убедить г-на Асада сесть за стол переговоров.
«Мы уже неоднократно говорили о том, что это вовсе не обязательно должно случиться к конкретный день, конкретный месяц и так далее, — добавил он. — Мы не настаиваем на конкретной дате или времени. Однако в настоящий момент Асад отказывается вести какие-либо переговоры».
Он добавил: «Готов ли Асад вести переговоры? Настоящие переговоры? Готова ли Россия посадить его за стол и на самом деле найти решение этого конфликта?»
Это выступление госсекретаря США состоялось после того, как в пятницу, 18 сентября, министр обороны США Эштон Картер (Ashton Carter) провел прямые переговоры со своим российским коллегой Сергеем Шойгу, в ходе которых они обсудили войну в Сирии и беспокойство Запада по поводу увеличения военной поддержки режима Асада со стороны России.
Эти переговоры начались, когда Москва проинформировала, что она может отправить в Сирию свои боевые части, чтобы поддержать сирийскую армию. В пятницу Кремль заявил, что он готов рассматривать возможность поддержки режима Асада путем отправки в Сирию своих линейных войск, если сирийское правительство его об этом попросит. Таким образом, Москва ясно дала понять, что она готова увеличить степень своего военного участия в сирийском конфликте.
«Если такая просьба поступит, то она, естественно, будет обсуждаться и рассматриваться в рамках двусторонних связей и двустороннего диалога», — заявил пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков.
Именно так он прокомментировал слова министра иностранных дел Сирии Валида Муаллема (Walid Muallem) о том, что Дамаск попросит российские войска воевать на стороне сирийской армии, если возникнет такая необходимость.
Стремительное наращивание военного присутствия России в Сирии в последние несколько недель застало администрацию Обамы врасплох теперь, когда собственная стратегия США в Сирии в очередной раз подверглась критике.
Однако на фоне неопределенности в вопросе о планах России в Сирии существует еще и вероятность того, что активное вмешательство Москвы может подготовить почву для международных попыток найти политическое решение конфликта и положить конец гражданской войне.
Телефонный разговор с г-ном Шойгу стал первым разговором г-на Картера с министром обороны России с момента его вступления в должность в марте, положив конец длительному перерыву в общении между представителями армий двух стран, спровоцированному украинским конфликтом.