Этот самовар мой дедушка привез из России. Он весь покрыт тонким слоем зеленоватой ржавчины, но, несомненно, является частью истории нашей семьи.
Мой дедушка, Тёхо Хаэбару (Tyoho Haebaru), родился на Окинаве в городе Наха. В Токио он выучился на врача. В 1917 году, когда состоялась Октябрьская революция, дядя пригласил его в Никольск, в котором у него была своя клиника. В Никольске дедушка прожил полтора года. Уезжая домой, купил самовар в подарок.
Впервые я увидел этот самовар на выставке «Нисимуй: солнечный лагерь», которая проходила в Окинавском краеведческом музее. После войны в Сюри построили арт-деревню «Нисимуй». Выставка была посвящена этой деревне. На ней были представлены работы художника Тёко Хаэбару (Tyoko Haebaru), который был братом деда и который принимал участие в создании арт-деревни. Самовар был выставлен вместе с картиной Тёко Хаэбару «Натюрморт с самоваром» (1948). На ярко-красном фоне, который присущ Тёко, изображены самовар, стеклянная посуда, фрукты, рыба и окинавский сосуд для сакэ.
Этот самовар путешествовал вместе с братьями из России на Окинаву, Тайвань и в Токио.
Через год после возвращения деда из России умерла его жена. Он уехал на Тайвань и взял самовар вместе с собой. Там он устроился на работу врачом и пригласил к себе Тёко, которого очень любил и который был младше него на 11 лет. Тем не менее в 1920 году Тёко, которому тогда было 26 лет, уехал в Токио. Через шесть лет он поступил в школу искусств, избрав путь художника.
После окончания школы он принимал участие в различных выставках, однако его картины продавались не очень хорошо. Старший брат всегда помогал ему, поэтому художник мог жить в свое удовольствие.
В 1924 году Тёхо открыл клинику Хаэбару. Когда Тёко приехал на Тайвань, он одолжил самовар у брата. В Токио Тёко подружился с художником и поэтом Баку Яманогути (Baku Yamanoguchi). Даже после того, как Тёко женился и у него родился ребенок, он не менял свой образ жизни. Тёко постоянно находился в студии «Икэбукуро Монпарнас», где познакомился со многими художниками.
В 1938 году в одном из баров в Икэбукуро Тёко обсуждал со своими друзьями-художниками поездку на Окинаву. Тогда художник Цугухару Фудзита (Tsuguharu Fujita), вернувшийся из путешествия по Франции и Южной Америке, сказал ему, что тоже хочет поехать на Окинаву. Фудзита прожил в Наха три недели, написав там поистине восхитительные картины.
Началась война. Через год после ее окончания Тёхо вернулся на Окинаву. Тёко был эвакуирован в Кумамото, но через некоторое время он вернулся в Токио. В конце сороковых годов он обосновался в гостинице «Исигами». Это деревянное здание было построено в период Тайсё. Оно известно тем, что после войны там жили писатели и художники. Вероятно, «Натюрморт с самоваром» он написал именно там.
В 1953 году Тёко вернулся вместе с самоваром на Окинаву. Он представил в Токио окинавских художников и ремесленников, приложил руку к возрождению искусства бингата (традиционный окинавский способ окрашивания тканей — прим. ред.). Тёко принял участие в съемах фильма «Чайная церемония» (1956) с Марлоном Брандо. Он любил актерское искусство и даже построил театр на собственные деньги, но в 1961 году погиб в результате автомобильной аварии. Его старший брат отправился в мир иной за четыре года до этого.
Самовар рассказывает о жизненных перипетиях братьев Тёко и Тёхо. Он выставлен в Окинавском музее. Привык ли самовар, покинувший Россию около 100 лет назад, к южному острову?