Поляки должны быть благодарны Эдварду Гереку (Edward Gierek) за одно. Не за газировку Polo-Cocta и веселые 70-е, прожитые за кредиты, расплачиваться по которым будут наши внуки. Мы должны поблагодарить товарища Эдварда за нефтепорт в Гданьске. Хотя сейчас он используется преимущественно для реэкспорта российского сырья, которое поляки покупают, так как оно отвечает требованиям польских НПЗ и дешево стоит, в ситуации возникновения проблем с российскими поставками, мы можем воспользоваться нефтепортом для того, чтобы покупать нефть дороже, но безопаснее. По тому же самому принципу будет работать терминал СПГ, то есть газопорт в Свиноуйсьце. Российские компании должны быть заинтересованы в том, чтобы их сырье продолжало перерабатываться на предприятиях компании PKN Orlen, которые занимаются переработкой такого сырья эффективнее всех в регионе. В первом полугодии 2015 года россияне поставили за границу 120,512 миллионов тон нефти. Если принять предположение, что к концу года этот объем удвоится, они экспортируют в итоге 240 миллионов тонн. Однако прибыль от экспорта падает из-за роста стоимости доллара по отношению к рублю. В первые шесть месяцев года россияне заработали 48,102 миллиарда долларов, то есть на 1,7 меньше, чем за аналогичный период 2014 года. В нынешней ситуации россияне избрали стратегию увеличения объема экспорта для сохранения объема прибыли при снижении стоимости сырья. Осложняют эту борьбу западные санкции, которые мешают реализации планов по сохранению объемов добычи. Поэтому каждый клиент, в том числе Польша, ценится фактически на вес золота. По данным Польской организации нефтяной промышленности и торговли, в 2014 году мы переработали 26,5 миллионов тонн нефти, и основной объем составляла российская смесь REBCO. Можно утверждать, что примерно одна десятая экспорта из России попадает в Польшу.
Можем ли мы благодаря этому шантажировать россиян? Теоретически, да, но пользы от этого будет мало. В качестве интеллектуальной провокации можно даже представить себе ситуацию, что поляки взорвут нефтепровод «Дружба» и пошлют фотографии пожара по электронной почте пресс-секретарю Владимира Путина. Но кроме нездорового удовольствия, никаких плюсов они из этого не извлекут. Зато потери могут быть очень серьезными.
Угроза энергетического шантажа со стороны России — это основной повод, по которому Европейский Союз активизировал работы, направленные на интеграцию энергетической политики и уменьшение зависимости от поставок углеводородов, в том числе нефти, из Российской Федерации. Очередные газовые войны на Украине и малый газовый кризис прошлого года стали факторами, которые подстегнули деятельность ЕС. Из-за них в энергетической стратегии Еврокомиссии и заключениях Европейского совета были обрисованы конкретные планы по обретению независимости от России. Планируется направить энергетическую дипломатию на обеспечение поставок из новых источников, развивать рынок СПГ в Европе, наделить Еврокомиссию правом знакомиться с содержанием газовых договоров, появятся и другие решение, которые находятся пока на стадии переговоров. Они преимущественно касаются рынка газа, поскольку он менее развит и менее гибок, чем нефтяной, а из-за этого зависимость от России в этой сфере оказывается более сильной.
В том числе поэтому энергетический шантаж со стороны Польши навредит ей самой. В Брюсселе убеждены, что европейское регулирование и развитие сырьевого рынка сделают энергетические отношения, в том числе с такими непредсказуемыми партнерами, как Россия, более цивилизованными. Однако принципы энергетического этикета должны распространяться на обе стороны. На Украине время от времени звучит идеи, что Киев в крайнем случае может взорвать свои газопроводы и лишить Россию доступа к европейскому рынку. Однако первым эффектом воплощения такого сценария в жизнь стало бы, по всей вероятности, сотрудничество Европейской комиссии и России, направленное на максимально быстрое расширение газопровода «Северный поток», который представляет собой альтернативный путь поставок. На самом деле, россияне стремятся экстраполировать свою непредсказуемость на таких соперников, как Украина, и, наверняка хотят сделать то же самое с Польшей. Поэтому они, например, говорят о том, что украинцы воруют газ.
Москва старается поставить под вопрос надежность транзитных государств, чтобы получить согласие Брюсселя на их игнорирование в энергетических отношениях с Западной Европой. Самым большим успехом в этой сфере стал именно "Северный поток, который идет в обход Украины и Польши. На этом фоне транзитным странам необходимо сохранить свой надежный имидж. Их стратегия должна быть противоположна российской: они должны использовать совместную энергетическую политику, чтобы заблокировать возможность принятия любого рода решений без их участия. Если Еврокомиссия будет осуждать такого рода решения, она станет орудием для защиты интересов более слабых членов ЕС от порывов его сильных членов, которые часто заинтересованы в сохранении специального статуса взаимоотношений с Россией.
Если Польша решит прибегнуть к энергетическому шантажу, Брюссель начнет действовать вразрез нашим интересам, а инструменты, которые используются для пресечения нецивилизованной энергетической политики России, будут применены против нас. Комиссия станет требовать соблюдения европейского законодательства и, по всей вероятности, защищать интересы потерпевших российских компаний, поскольку они функционируют на европейском рынке, а значит, имеют там законодательно равные права. Поэтому Польша, которая до сих пор выступала как достойный доверия партнер в энергетических отношениях, не должна сама лишать себя этого имиджа и вставать в один ряд с непредсказуемой Россией. Достаточно того, что в сфере климатической политики нас уже выставили безумцами, носящими в петлице кусок угля, что мешает Варшаве предметно отстаивать свою точку зрения в контексте все более далеко идущих требований.
Энергетическое запугивание в реалистичной концепции международных отношений сходно по значению с ядерным арсеналом. Оно работает благодаря тому, что просто существует. При условии, что этот потенциал не вызывает сомнений. Конечно, Россия должна быть заинтересована в хороших отношениях с польским нефтяным сектором, поскольку у него уже есть альтернативные поставщики. В свою очередь, российским компаниям нужно как можно больше рынков сбыта, чтобы продавать дешевеющее сырье в как можно большем объеме. Однако по тем же самым причинам значение Польши как транзитного государства для российской нефти может снизиться. Рынок хорошо разит: клиенты могут легко получить танкеры с нефтью, а ее производители так же легко найти клиентов. С внедрением новых положений климатической политики, переработка нефти, как и угольная энергетика, начнет уходить из Европы, о чем уже говорят польские нефтяники. Падение спроса на топливо, вызванное замедлением экономики, вызвал кризис европейской нефтеперерабатывающей отрасли. Это значит, что в будущем Польша и вся Европа могут оказаться еще более зависимыми от импорта нефти, даже если она в меньшем объеме будет происходить из России.
Итог короткий: да, теоретически Польша может прибегнуть к энергетическому шантажу россиян, но на практике этого нельзя делать ни в коем случае. К счастью, в связи изменениями на рынке заниматься шантажом нам не придется: нефть во все меньшей степени служит орудием политики, и все больше становится просто товаром, в котором, тем не менее, мы будем и дальше нуждаться.