Россия и Иран наращивают взаимодействие в Сирии, пытаясь обеспечить президенту Башару аль-Асаду контроль над его прибрежным опорным районом, о чем заявляют официальные лица в США и на Ближнем Востоке. Они подчеркивают, что это создает новые осложнения на пути достижения тех дипломатических целей, которые поставил перед собой Вашингтон.
Высокопоставленные российские и иранские дипломаты, генералы и стратеги за последние месяцы провели в Москве целую серию переговоров на высоком уровне, обсуждая меры по защите Асада и по наращиванию российской военной группировки в Сирии.
Это усиление продолжается. В понедельник представители оборонного ведомства США заявили, что российские разведывательные беспилотники начали совершать полеты в небе над Сирией, а Москва направила в эту страну еще два десятка истребителей.
В основном эта активность последних месяцев отмечается в прибрежном регионе Латакия, который является базой семейства Асадов и его секты алавитов, подвергающейся давлению повстанческих сил, наступающих с севера и грозящих отрезать данный район от Дамаска.
Та координация усилий, о которой ведут речь американские и ближневосточные официальные лица, включает в себя тайный визит в конце июля командующего элитным войсковым формированием «Кодс». Генерал-майор Касем Сулеймани (Qasem Soleimani), руководит военной поддержкой и разведывательным обеспечением, которое Иран оказывает режиму Асада. Это один из самых влиятельных лидеров Корпуса стражей исламской революции в Иране.
Иранский министр иностранных дел Джавад Зариф (Javad Zarif) также побывал в прошлом месяце в Москве, чтобы обсудить сирийский и прочие вопросы со своим российским коллегой Сергеем Лавровым.
Такие визиты «осуществляются в рамках координации данных усилий, — заявил на прошлой неделе государственным средствам массовой информации сирийский министр иностранных дел Валид аль-Муаллем (Walid al-Moallem), имея в виду поездку Зарифа и его заместителя. — Между нами и Москвой, а также между нами и Тегераном налажено глубокое взаимодействие на всех уровнях, и я хочу сказать всем желающим... они тоже могут присоединиться».
Американские представители отмечают, что им неизвестны в полной мере масштабы такого сотрудничества. «Мы предполагаем, что [наращивание российской группировки в Сирии] осуществляется во взаимодействии с иранцами», — сказал высокопоставленный американский руководитель, отметивший при этом, что США следили за поездкой Сулеймани в Москву.
Военные советники и военнослужащие Корпуса стражей исламской революции также развернуты в Латакии. Там же действуют бойцы близкого политического и военного союзника Тегерана ливанской боевой организации «Хезболла», заявляют американцы.
Один представитель оборонного ведомства США отметил, что по мнению Пентагона, поездка генерала Сулеймани в Москву была «очень важной» в плане наращивания российской группировки в Латакии. «Сегодня мы видим последствия той встречи и некую связь с Ираном», — сказал он.
Иранская и российская поддержка режиму Асада создает мощное препятствие для реализации дипломатических целей администрации Обамы, которая хочет лишить сирийского диктатора власти.
Но сегодня, когда Москва и Тегеран активизировали практическую поддержку Сирии, Соединенные Штаты умерили свои требования об уходе Асада до начала переходного процесса.
Госсекретарь Джон Керри заявил на прошлой неделе, что Асад может остаться в процессе перехода к новому правительству.
В понедельник израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил в Москве российскому президенту Владимиру Путину об обеспокоенности правительства Израиля тем, что Иран и его союзники стремятся к открытию нового военного фронта против Израиля на сирийской территории.
Выступая на израильском радио после переговоров с Путиным, прошедших в его подмосковной резиденции, Нетаньяху сказал, что они договорились о координации действий по предотвращению просчетов, могущих привести к более масштабной войне, однако в подробности вдаваться не стал.
Путин постарался принизить угрозу Израилю. «Мы понимаем, что сегодня сирийская армия и Сирия в целом в таком состоянии, что ей не до открытия второго фронта», — заявил он.
Высокопоставленные американские и европейские руководители говорят, что у них есть подозрения относительно тесного сотрудничества между Москвой и Тегераном, однако их долгосрочные интересы могут не совпадать.
По их словам, Путин наверняка использует сирийский конфликт для усиления влияния Кремля на Ближнем Востоке и в международной дипломатии, которая ищет пути создания нового правительства после Асада.
Между тем, Тегеран хочет поддержать и сохранить прибрежные регионы Сирии и области, прилегающие к ливанской границе, поскольку они являются ключевым маршрутом поставок оружия в Ливан и для палестинских боевых группировок.
«Для Ирана Асад — это гарантия выживания „Хезболлы“», — сказал Фаваз Гергес (Fawaz Gerges), преподающий международные отношения в Лондонской школе экономики и политологии.
Путин, со своей стороны, похоже, зациклился на поддержании дружественного правительства в Дамаске, который дает зеленый свет на сохранение российского военного присутствия и в больших количествах закупает оружие у Москвы. Об этом говорит специалист по Сирии из Лондонского международного института стратегических исследований Эмиль Хокайем (Emile Hokayem).
Россия и Иран неизменно и стойко поддерживают Асада с самого начала сирийского восстания в 2011 году.
Российские военные с 2014 года прибывают в Сирию через столичный аэропорт. А командиры «Хезболлы» и Корпуса стражей исламской революции проживают в прибрежных отелях.
Но последние три месяца Москва и Тегеран готовятся к укреплению оборонительных позиций в регионе, о чем говорят аналитики и официальные лица из арабских стран.
Силы сирийских повстанцев за это время захватили значительные территории в северной провинции Идлиб и продолжают продвижение в направлении Латакии. Своими новыми победами эти партизаны могут отрезать Дамаск от родины Асада.
Как сообщают арабские средства массовой информации, в июне генерал Сулеймани побывал на линии фронта севернее Латакии вблизи турецкой границы и Идлиба. Там он заявил, что иранские и сирийские руководители совместно планируют операцию, которая «удивит мир».
Спустя несколько недель генерал Сулеймани побывал в Москве, где у него состоялась встреча с министром обороны Сергеем Шойгу, а также с руководством российской военной разведки и оборонных предприятий, о чем сообщают американские и европейские официальные лица.
Кремль отрицает факт визита Сулеймани, который, как заявляет Вашингтон, является нарушением запрета ООН на зарубежные поездки иранского представителя.
Соединенные Штаты и другие западные страны пристально наблюдают за теми действиями, которые в настоящее время предпринимают Россия, Иран и сирийский режим.
По словам аналитиков, одним из вариантов таких действий может стать военная операция против боевиков «Исламского государства» возле древнего города Пальмира. Путин назвал российское военное присутствие в Сирии контртеррористической операцией, а 28 сентября он должен выступить с речью на Генеральной Ассамблее ООН. Путин в подтверждение своих доводов может привести пример Пальмиры.
Как сообщают следящие за конфликтом оппозиционные активисты и СМИ Сирии, в последние дни сирийские боевые самолеты усилили авиационные удары по отрядам ИГИЛ в Пальмире.
Другой целью может стать связанный с «Аль-Каидой» «Фронт ан-Нусра» в провинции Идлиб. Боевики и их союзники контролируют почти всю эту северо-западную провинцию, за исключением двух шиитских деревень, где развернуты подразделения «Хезболлы» и прочие боевики, обученные иранцами.
«Первая крупная операция покажет нам, каковы их намерения», — сказал отставной генерал ливанской армии и военный стратег Элиас Фархат (Elias Farhat), имея в виду Иран и Россию.
По его словам, имеющаяся информация указывает на то, что русские, иранцы и «Хезболла» создают совместный оперативный центр управления в Латакии неподалеку от аэропорта.
Из-за усиления поддержки Асада со стороны России и Ирана администрация Обамы оказалась в дипломатическом и стратегическом тупике.
Американские представители выражают надежду на то, что знаковое ядерное соглашение, заключенное в июле между Вашингтоном и Тегераном при содействии России, может проложить путь к сотрудничеству в целях окончания сирийской гражданской войны. Кроме того, они надеются, что новый дипломатический процесс постепенно обеспечит уход Асада.
Керри и прочие американские представители в последние дни выражают озабоченность в связи с тем, что развертывание российских войск может еще больше дестабилизировать ситуацию в Сирии, а между российскими войсками и участниками авиационной кампании во главе с США может возникнуть конфликт. Керри также указывает на то, что США по-прежнему заинтересованы в совместных действиях с Россией по борьбе против ИГИЛ.
Офицер сирийской армии, перешедший на сторону противника и поддерживающий контакты с русскими, заявил, что наращивание российских сил может открыть путь для дипломатического урегулирования в Сирии, но на путинских условиях. По его словам, русские знают, что Асад долго не протянет, а поэтому Кремль делает ставку на переговоры с американцами.
«Это как разбитая ваза, которую вы хотите продать. Вам надо сначала склеить осколки, а потом выставить ее на продажу», — заявил это живущий в эмиграции бывший генерал.