— Россия в год за 4 военные базы выплачивает Киргизии 4,5 миллиона долларов. Не испортятся ли отношения между Киргизией и Россией, если мы пересмотрим соглашение, подписанное еще в 1993 году, и поднимем плату в 3-4 раза?
— Неверно называть все российские базы в Киргизии военными. Военной базой можно считать лишь базу в Канте, а остальные — военными объектами. Полагаю, что Киргизия поднимает вопрос о пересмотре цен на эти объекты в связи с тем, что в июле прошлого года был продлен на год срок пребывания военной базы США — Ганси в Киргизии. Хотя власти и пытались скрыть этот секрет, все же перед выборами он всплыл. Здесь нет никакого нарушения закона. Если этот вопрос не рассматривается парламентом или правительством, то данное соглашение автоматически продлевается. И нынешняя власть боится реакции России. А Россия, пользуясь моментом, поднимает скандал и говорит о том, что «они это скрывали», и, прикрываясь этим, давит на нас и пытается поднять свои объекты. Ну а газеты поддерживающие Россию вовсю кричат «куда делись 60 миллионов долларов?» и ведут антипиар, распуская разные слухи. В России есть примерно 1 миллион гастарбайтеров, и мы во всех отношениях зависим от нее. Россия может в один момент взять нас в экономическую блокаду. И побоявшись этого, кыргызские власти подняли инициативу «рассмотреть вопрос о военных базах и Ошском полигоне, который был поднят еще во времена Бакиева» и недавно отправили Министра обороны Киргизии в Россию с обещанием: «Киргизия признает стратегическим партнером только Россию. Давайте рассмотрим вопрос о базах России в Киргизии». Что касается арендной платы, то мы её не можем поднять, так как Киргизия экономически зависим от России, является членом ОДКБ, и наши военные проходят там обучение. Если даже Киргизия и захочет поднять цену, из этого ничего не выйдет.
— Министр обороны (Киргизии) А.Кудайбердиев делает предложение просить выплачивать арендную плату не деньгами, а военной техникой. Мы сможем таким способом обеспечить наши вооруженные силы?
— Если мы будем партнерами, то российские власти помогут нам. Но и у них есть парламент и народ, который спрашивает с них. Думаю, что если все-таки Россия решит расплачиваться за аренду военной техникой, она все же не даст нам новую, модернизированную и дорогостоящую технику. Но мы все же, нуждаемся даже в старых бэтээрах и автоматах. И было бы хорошо в такие опасные для страны дни получать арендную плату в виде оружия. Но Россию сдерживает Узбекистан. Так как Узбекистан не стал принимать участие в военных учениях ШОС, который прошел в Казахстане, а предпочел присутствовать лишь в качестве наблюдателя. И тут уже видна позиция Узбекистана.
— Россия предложила построить на юге совместную тренировочную военную базу. Ваше мнение? Что на это скажет США?
— Вопрос о полигоне приостановлен. Хотя деньги на его постройку были выделены его не стали строить, так как сразу после этого начался апрельский переворот. Россия не впустит США в Фергану. Хотя они и говорят, что будут тренировать кыргызских военных, инструктора и техника будут американскими. Этот полигон легко превратить в базу, иными словами, они могут создать условия для прихода НАТО в Ферганскую долину. Есть возможность начать войну с Ираном, и они могут воспользоваться этим. Если Америка заполучит юг Киргизии, то она будет держать и Индию и Пакистан. Таким образом, Киргизия даст согласие на открытие Российского полигона, так как это будет сдерживать Узбекистан. Именно поэтому Кыргызстан и хочет, чтобы Россия построила базу на юге страны, а Узбекистан напротив, не хочет этого. Но решающее слово стоит не за Киргизией, а за переговорами между Медведевым и Каримовым. Медведев условием «открою базу на юге Кыргызстана» пугает Каримова, а тот в свою очередь ищет выход из положения связываясь с западом.
— Таким образом, получается, что в основе открытия Россией на юге Киргизии базы лежит её отношение с Узбекистаном?
— Правильно. Еще один важный момент заключается в том, что в Оше есть большой центр наркотрафика связывающий Узбекистан, Таджикистан и Афганистан. В этой наркотрассе замешаны большие группы, начиная с боевиков и кончая представителями власти Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. На кону стоят миллиарды денег. Россия хочет управлять всем этим, но все против. И причиной несогласия Бакиева на дачу разрешение России построить военную базу на юге являлось именно это.