21 сентября, то есть сразу же после того, как японский парламент утвердил новый закон в сфере обороны, состоялась встреча министров иностранных дел России и Японии. За этим стоит воля премьер-министра Японии Синдзо Абэ, который считает, что встреча необходима для того, чтобы организовать в этом году визит президента Путина, способного решить проблему «северных территорий», в Японию. При этом Россия, несмотря на проблемы, вызванные украинским кризисом и падением цен на нефть, отдает приоритет экономическому взаимодействию с Японией, из-за чего перспективы решения территориальной проблемы остаются весьма туманными.
Япония: необходимы подвижки в территориальных переговорах
«Поскольку цель под названием „ускорение территориальных переговоров“, по которой было достигнуто соглашение между главами стран, была своевольно отодвинута на задний план, мы возвращаемся на прежние позиции». Так охарактеризовал японский МИД встречу между главами внешнеполитических ведомств.
Почему министр иностранных дел Фумио Кисида (Fumio Kishida) отправился в Россию именно сейчас? Чтобы подготовить почву для визита президента Путина в Японию в этом году. В этом смысле этот визит имеет особенно важное значение.
В апреле 2013 года лидеры государств в Москве договорились ускорить переговоры, более активно искать пути решения проблемы мирного договора, подходы, которые удовлетворили бы обе стороны. Тем не менее в феврале 2014 года ухудшилась ситуация на Украине. Поскольку Япония присоединилась к антироссийским санкциям, переговоры были прерваны.
В ходе территориальных переговоров Россия подтвердила, что четыре острова являются частью российской территории. В свою очередь, японская сторона возразила, что их статус не определен. Позиция японского правительства состоит в следующем: если решить проблему принадлежности четырех островов, подписать мирный договор и подтвердить, что эти четыре острова принадлежат Японии, то японские власти готовы очень гибко подойти к вопросу сроков возврата.
В июле Россия запретила дрифтерный промысел лососевых в своей исключительной прибрежной экономической зоне. Затем она арестовала японское рыболовное судно из города Хиро. Более того, проигнорировав замечания японского правительства, премьер-министр России Дмитрий Медведев и другие российские чиновники пять раз посетили северные территории.
Дипломатический отдел ЛДПЯ обрушился на них с критикой: «Ранее российские чиновники не посещали острова один за другим. Это враждебные действия, поэтому необходимо выразить жесткий протест». В сентябре заместитель Министра иностранных дел РФ Игорь Моргулов нанес очередной удар: «Мы не будет вести никаких переговоров по территориальной проблеме». В партии заговорили о том, что, по всей видимости, в этом году президент Путин в Японию не приедет.
Для улучшения отношений японские власти нарисовали следующую перспективу: сначала провести диалог на уровне замминистров, затем провести встречу министров иностранных дет и только после этого — встречу на высшем уровне. Тем не менее Россия вяло отреагировала на проведение переговоров на уровне замминистров. До окончания года осталось три месяца. После того, как в июле 2012 года Медведев посетил «северные территории», в Россию уже приезжал министр иностранных дел Японии. Властям указали на то, что и в этот раз Япония может повторить прежние ошибки, однако Кисида все же принял решение отправиться в Россию, заявив: «Никаких затруднений нет. Мне необязательно организовывать встречу глав».
На это также серьезно повлияло желание японского лидера. Источник в правительстве рассказал: «Премьер-министр очень хочет, чтобы президент Путин приехал в Японию в этом году. Абэ настроен решить территориальную проблему. Через полтора-два года российская экономика окажется в еще большем кризисе. Нам выпадет шанс, когда Россия попросит помощи у Японии». Также появились перспективы для улучшения отношений с Китаем и Южной Кореей. В этих условиях дипломатическая задача также состоит в решении проблемы похищенных КНДР и урегулировании отношений с Россией. По информации ЛДПЯ, глава Японии твердо намерен разрешить проблемы, оставшиеся после войны. Во внутриполитической сфере — это поправки в конституцию, в дипломатической — Россия.
22 сентября пройдет заседание российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. Для того, чтобы избежать обсуждения только экономических вопросов без прогресса по территориальной проблеме, в делегацию включили лишь небольшое число участников, непосредственно связанных с экономической сферой. В МИД подчеркнули, что не будут обсуждать крупные экономические проекты. В основном все пункты на повестке дня касаются проблемы «северных территорий». Таким образом власти стараются избежать протестов со стороны общественного мнения.
Россия: надежды на Японию в сфере развития Дальнего Востока
Россия пытается выйти из кризиса, вызванного западными экономическими санкциями, связанными с украинской проблемой, и падением цен на нефть, за счет «медового месяца» с Китаем. Вместе с тем россияне относятся к Китаю с большим недоверием. Президент Путин намерен развивать Дальний Восток, включая северные территории, однако, на самом деле, ему хотелось бы, чтобы в этом процессе участвовал не только Китай, но и Япония. Некоторые эксперты полагают, что российский президент принял Кисида именно по этой причине.
Антироссийские санкции, которые ввели запад и Япония, Россия называет «недружественными действиями». В начале встречи, которая прошла 21 сентября, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия нацелена на развитие всего комплекса российско-японских связей, на решение как сохраняющихся в них проблем, так и новых проблем, «которые во многом являются искусственными». Он отметил, что Японию в антироссийские санкции втянул Вашингтон. Японии сложно отменить ограничения, поскольку в будущем году она примет саммит G7, однако Россия надеется на то, что Токио выберет собственный путь вместо того, чтобы идти на поводу у западных стран.
При этом в этом году в России в связи с 70-летием победы над Германией произошел подъем патриотических чувств. Россия продолжает твердить, что острова стали российскими, поскольку Япония проиграла в войне. В мае Лавров раскритиковал Японию, заявив, что только эта страна сомневается в результатах Второй мировой войны.
Бывший посол России в Японии Александр Панов подчеркнул: «В 1956 году стороны подписали Советско-японскую декларацию о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан. Однако смысл был в том, что это не „возврат“, а „подарок“ Японии со стороны СССР».
В сентябре 2000 года Владимир Путин, ставший президентом в мае того же года, посетил Японию. Тогда он заявил, что Россия уважает Советско-японскую декларацию. После этого он предложил решить территориальную проблему, основываясь на положениях этой декларации. Японская сторона, требующая подтвердить принадлежность четырех островов, отвергла это предложение, после чего Россия стала настаивать на том, что «мяч находится на японской стороне».
Профессор МГИМО Дмитрий Стрельцов, хорошо разбирающийся в российско-японских отношениях, выразил следующее мнение: «Для России Япония является важным экономическим партнером в сфере инвестиций и технологий. Она важна для создания сбалансированных отношений с Китаем и другими странами восточной Азии. Тем не менее Кремль не собирается менять официальную точку зрения, которая заключается в том, что острова перешли России по результатам Второй мировой войны. У Москвы нет новых предложений».