Более полутора тысячи граждан Азербайджана воюют в рядах вооруженных отрядов Исламского государства против сирийских правительственных войск. Об этот указывается вполне откровенно и, практически, официально. Информационное агентство Timeturk сообщает, что азербайджанцы составляют более-менее обособленную часть в составе отряда «Махмут» и воюют против правительственных войск. С 2014 года в Сирии и Ираке было убито около 300 азербайджанцев, о чем было вынуждено сообщить посольство Азербайджана в Анкаре. Посольство также сообщило, что боевики из Азербайджана попали в Сирию через территорию Турции.
Азербайджанское правительство играет в двойную игру. С одной стороны, оно пытается дистанцироваться от этих действий боевиков, но одновременно продемонстрировать суннитским международным организациям и суннитским государствам, что принадлежность Азербайджана к шиитскому миру не имеет практического политического значения, и в Баку готовы поддержать суннитские государства и их интересы, что означает противодействие Ирану.
Кроме того, Азербайджан оплачивает приобретение больших объемов боеприпасов у России и у других стран и поставляет их Исламскому государству, также через территорию Турции. Азербайджан стремится максимально продемонстрировать свою лояльность суннитским государствам, поставляя Исламскому государству разведывательную информацию, которая в большинстве своем выглядит надуманно и даже неправдоподобно.
Азербайджан на примере борьбы с алавитским режимом в Сирии и фактически шиитскими властями в Ираке пытается доказать суннитским государствам, что он вполне готов противостоять Ирану, надеясь на поддержку государств на Ближнем Востоке.
Азербайджан также стремится установить тесные отношения с курдскими организациями, что отчасти ему удается, но в целом курды относятся с известным недоверием к Азербайджану.
В настоящее время Генеральный штаб ВС Азербайджана применяет различные инициативы по вербовке и отправке боевиков в помощь Исламскому государству, при этом, имеется решение подготовить в будущем до 10 тысяч боевиков, и не только из числа граждан Азербайджана, для нужд Исламского государства и других радикальных исламских структур.
Возникновение Исламского государства рассматривается Азербайджаном как возможность играть более существенную роль на Ближнем Востоке, прибегнуть к ряду инициатив по привлечению внимания отдельных государств и международных радикальных организаций к процессам и событиям на Южном Кавказе.
Ранее Азербайджан пытался внимательно рассматривать различные события и отдельные вооруженные группы в регионе, но только с появлением Исламского государства в Азербайджане ощутили, что наступило время выглядеть предпочтительнее в суннитском мире.
По сведениям военно-политических экспертов в России, в настоящее время Россия, понимая, что Армения заинтересована участвовать в событиях на Ближнем Востоке, прежде всего, в коалиции против Исламского государства, пытается обострением ситуации между Азербайджаном и Арменией, принудить ее отказаться от данных целей.
Констатируется ли это в дипломатических и разведывательных кругах, сказать трудно, но то, что Россия приобретает через Азербайджан рычаги влияния на Ближнем Востоке, не вызывает сомнений.
Длительное время Баку не имел никаких шансов на развитие отношений с арабскими государствами, которые рассматривали Азербайджан как ближайшего союзника и партнера Израиля. Мне приходилось неоднократно слышать от политиков и экспертов в арабских странах, что «Азербайджан — это антиарабское государство».
В настоящее время, конечно же, Азербайджан не хотел бы ограничивать свои отношения с Израилем, который является одним из основных поставщиков вооружений Азербайджану, но в регионе складывается новая ситуация, когда Израиль установил определенные отношения с ведущими арабскими государствами на почве «анти-иранизма». Поэтому поддержка Исламского государства стала реальной возможностью сближения с Саудовской Аравией и другими арабскими государствами, поддерживающими Исламское государство.
Вместе с тем, нужно отметить, что пока главной задачей Баку по части Исламского государства является недопущение деятельности этой группировки на территории самого Азербайджана, в смысле противодействия его правительству. В соответствии с курдскими источниками, представители Азербайджана уже нашли соответствующие контакты в Сирии и стремятся расширить их, так как постоянно сталкиваются с множественностью данных групп и их интересов.
Пока что эта цель достигается, но в дальнейшем, если Исламское государство будет иметь расширение своих успехов или же, напротив, будет вынуждено переместить свою деятельность с Ближнего Востока в другие регионы, Азербайджан станет весьма удобной площадкой для продолжения их деятельности.
У Азербайджана есть многолетний опыт подкупа политических руководителей Дагестана и некоторых местных лезгинских деятелей, при затратах на это не менее 15 миллионов долларов в год, конечно же, при согласовании с российскими властями, и азербайджанцы вполне готовы тратить гораздо большие суммы, если на карту будет поставлена перспектива существования азербайджанского государства.
Одной из целей Азербайджана, в сущности, быть может, основной целью на Ближнем Востоке является всяческое ослабление Ирана, в том числе при помощи лишения его естественных партнеров и союзников. Азербайджан имеет опыт регионального блокирования Армении, а Турция и Азербайджан уже сыграли определенную роль в блокировании Ирана, и теперь настало время изолировать Иран в регионе и привести его к большей зависимости от коммуникационных возможностей соседей.
Это огромная задача, и в нынешних новых условиях, практически, невозможная, если не предположить, что в осуществлении этой задачи примут участие многие суннитские государства и Израиль. В настоящее время можно предположить, что к этому сценарию охотно присоединится и Россия, причем, не только на Южно-Кавказско-Черноморском направлении, но и на других направлениях.
Нет ничего неожиданного в этом сценарии, так как Россия и Азербайджан во многом сходятся в общих интересах. Одновременно, в глобальном разблокировании Ирана заинтересованы крупнейшие европейские государства и государства Дальнего Востока, поэтому данный сценарий блокирования Ирана останется в обозримой перспективе маргинальным по геоэкономическому значению и роли.
В политическом руководстве Азербайджана возникло много радикалов и амбициозных настроений, которые время от времени выдвигают различные фантастические идеи. В данном случае имеет место идея достижения большего веса в отношениях также и с Турцией. При этом, в Баку торопятся, так как в мире кардинально изменилась энергетическая ситуация и поставлены под сомнение нефтяные доходы — единственный рычаг внешнеполитической манипуляции Баку.
В связи с этим нынешняя ситуация на Ближнем Востоке рассматривается как шанс приобретения новой значимости Азербайджана в регионе. При этом, в Баку не совсем удовлетворены ролью Турции в «прикрытии» Азербайджана, и хотели бы получить новые рычаги влияния на Турцию.
Конечно же, подготовка групп боевиков связывается с задачами, направленными против Армении, и решением различных других задач в самом Азербайджане. Использование данных групп является важным направлением боевых задач Азербайджана, и так или иначе, они будут использованы в нужное время.
Проблемой остается то, что этот контингент мало пригоден для длительных и активных боевых действий. По свидетельству курдских источников, в составе этого контингента в основном деклассированные элементы с сугубо меркантильными целями, и их используют, в основном, в подсобных акциях, в том числе в расправе с местным гражданским населением.
Так или иначе, Азербайджан, вскоре будет признан системным «поставщиком» данных вооруженных групп и спонсором радикальных организаций.