В первый день визита в США китайский лидер Си Цзиньпин пообщался с западной прессой и ответил на некоторые письменные вопросы Wall Street Journal.
Вот как некоторые его заявления об экономике соотносятся с реальностью.
Си Цзиньпин: вмешательство правительства в работу биржи было необходимо, чтобы «ослабить системные риски». Это похоже на меры, которые предпринимали правительства в странах со зрелым фондовым рынком.
Реальность: трата $300 миллиардов, чтобы остановить 40% падение фондового рынка может принести плоды в краткосрочной перспективе, но это не снимает вопроса, зачем Китай раздувал фондовый пузырь, создав проблему системного риска. Правительства других стран могут делать похожие вещи, но не в таких масштабах. Кроме того, они не арестовывают людей за продажу активов — или журналистов за статьи о плохом состоянии биржи.
Си Цзиньпин: текущее замедление экономики — временное явление. Китайский лидер высказался очень поэтично: «Любой корабль, даже очень большой, может пострадать от бури в открытом море».
Реальность: Китай не сталкивался с рецессией и замедлением за 20 лет своего путешествия в открытом море. Если дела шли настолько хорошо, почему буря поколебала китайский корабль именно сейчас? Правда в том, что китайская экономика теряет почву под ногами. Ей, возможно, потребуются десятилетия, чтобы справиться с последствиями многолетнего нерационального использования капитала.
Пузыри на фондовом рынке и рынке недвижимости лопнули, и некоторые эксперты полагают, что ВВП Китая в следующие пять лет упадёт на 20%.
Си Цзиньпин: резкая девальвация валюты и уменьшение валютных резервов на 10% не являются экстраординарным событием, поэтому не надо на это реагировать слишком болезненно.
Реальность: Си Цзиньпин прав. Резкая девальвация и отток иностранной валюты ― совершенно нормальное явление для стран, сталкивающихся с серьёзными экономическими проблемами, как Россия в настоящее время или «азиатские тигры» в 90-е годы. На это действительно не надо болезненно реагировать. Адекватная реакция в таком случае ― забрать свои деньги и бежать, чем, собственно говоря, в настоящее время заняты многие международные биржевые игроки и богатые китайцы.
В своём общении с прессой Си Цзиньпин явно перенял некоторые приёмы у своих западных коллег, которые тоже склонны смотреть на мир через розовые очки и воспринимать ситуацию слишком оптимистично. Но ему еще нужно потренироваться: пока слова выглядят не очень убедительно.