Для китайского президента Си Цзиньпина главным достижением встречи в верхах с президентом Обамой может стать артиллерийский салют из 21 орудия, который он получит на лужайке перед Белым домом в пятницу. Приём, организованный президентом США с соблюдением всех почестей, особенно важен для китайского правителя в то время, когда он все еще пытается консолидировать власть в Пекине и показать, что он способен справиться с коррупционной бюрократией и пошатнувшейся экономикой.
Уступив необходимости оказать столь редкий почет — Китай единственное недемократическое государство, лидеры которого были удостоены администрацией США чести быть принятыми на уровне государственного визита, — г-н Обама получил гораздо более трудную задачу. Он должен постараться убедить г-на Си пересмотреть избранную им агрессивную политику, начиная от кибершпионажа против американских учреждений и компаний вплоть до строительства военных аэродромов в Южно-Китайском море. В течение двух лет китайское руководство игнорировало американские протесты по этим вопросам. Если нынешний саммит не изменит ситуации, то можно легко предвидеть резкое снижение отношений.
При встрече лидеров двух стран в Калифорнии два года назад г-н Обама акцентировал внимание на кибершпионаже. Однако, китайские кибератаки с тех пор лишь усилились, включая кражу миллионов деклараций о доходах федеральных служащих и хакинга крупных технологических компаний. Как Владимир Путин на Украине, г-н Си занимает наглую позицию, отрицая ответственность его режима за все эти операции, несмотря на множество доказательств противного. Чтобы избежать срыва саммита, г-н Обама отложил ответные меры против замешанных в это китайских организаций. Но он должен ясно дать понять, что они последуют, как только г-н Си покинет страну, даже если оба правительства согласятся на некоторые шаги по кибербезопасности.
Ситуация в Южно-Китайском море причина для еще большего беспокойства. В связи с началом строительства взлетно-посадочных полос на островках, на которые претендует Пекин, он буквально подготавливает почву для применения силы с целью реализовать несостоятельные претензии на территориальные воды, которые считают своими многие другие страны, включая Японию и Филиппины. Так как американские протесты на словах и призывы к переговорам не смогли остановить подобное поведение Китая, то необходимо рассмотреть другие меры, включая санкции. Г-н Обама должен разрушить явную убежденность г-на Си в том, что этот его проект не повлечет за собой ничего, кроме риторики со стороны США.
Беспокойство вызывает и многое другое в политике г-на Си, в том числе подавление им инакомыслия внутри страны, преследование им юристов и христианских активистов, а также новый закон, который наложит обременительный контроль на организации гражданского общества, включая работающие в Китае американские университеты. Г-н Обама практически ничего не говорил в прошлом о нарушениях Пекином прав человека; и сейчас как раз то время, когда стоит об этом сказать.
Представители Белого дома обещают, что г-н Обама проведет «бурную дискуссию» с г-ном Си по поводу имеющихся разногласий, несмотря на решение оказать почести китайскому лидеру. Они правы в том, что на высоком уровне американо-китайское взаимодействие должно продолжаться, пусть даже ценой предоставления г-ну Си того приёма, которого он требует. Но противодействие его политике должно выйти за пределы риторики.